За месяц сайт посмотрели 5 782 посетителя
Тоже бизнес

Бизнес на нужде

Александр Шустов

Дата рождения: 25.11.1967 г.

Образование: Кировский механико-технологический техникум, энергетика.

Карьера: 1989 г. — «Маяк», электромеханик; 1990 г. — ЖБИ №8, электрик, начальник энергоцеха, главный энергетик; 2002 г. — «Бэта-сервис», заместитель директора; с 2007 г. — «Вятская туалетная компания», директор.

— «Ну, не за столом же!», — говорила жена, когда во время ужина речь заходила о моем бизнесе, — Александр Шустов, директор «Вятской туалетной компании»

Почувствуйте себя людьми

— Семь лет назад, открывая новое дело, я не мог серьезно обсуждать его ни с коллегами, ни с друзьями — никто не верил, что на биотуалетах можно как-то зарабатывать. В 2006 году такого вида обслуживания в Кирове еще не было.

Однажды, проследовал по пути Крестного хода сразу за паломниками, я понял — нужно что-то делать, чтобы мы продолжали чувствовать себя людьми… Начать бизнес на биотуалетах можно с полмиллиона рублей. А чтобы урвать увесистый кусок рынка в таком городе, как наш, придется увеличить первоначальные вложения вдвое. Сейчас у меня 30 кабинок и 2 ассенизаторские машины — этого достаточно.

Но если прикидывать по количеству населения, полностью обеспечить Киров биотуалетами может парк из 150 кабин. Казани, к примеру, потребуется 300-400, а Нижнему Новгороду — 500-600. В Москве биотуалетов нет совсем — мэр запретил, нашел их вид неэстетичным. Поэтому в столице действуют лишь стационарные точки.


Пришли на запах

Начав бизнес, наша маленькая компания сразу замахнулась на работу с большими людьми, стала обслуживать серьезные мероприятия: одно из первых — Новый год на Театральной площади.

Специфика нашей работы такова, что доставить кабины со склада до места, где будет праздник, нужно под покровом ночи. Чтобы не привлекать внимания: все по-разному реагируют, когда по улице «едут» туалеты. Привезли на площадь, установили. Мороз стоял, поэтому в кабинки, вместо обычной дезинфицирующей и дезодорирующей жидкостей, налили спирт. На запах сбежались все забулдыги, обитающие неподалеку. Пришлось целые сутки до праздника охранять эти туалеты. После массовых мероприятий у нас всегда своя статистика, сколько на них побыло горожан и гостей... И все же самый большой заказ оказался не на народные гулянья. На время строительства Metro привезли целых 20 кабинок, обслуживали и утром и вечером.

До «реанимации» не доводим

Сейчас в нашем арсенале несколько разновидностей биотуалетов. Традиционная кабинка, которую все привыкли видеть, — как автомобиль в базовой комплектации — «эконом». Есть и дополнительные опции: умывальник, освещение, обогреватель — это уже «люкс». Существует кабинка «комфорт» — для людей с ограниченными возможностями.

Даже на приличную заплату работники идут тяжело. Стыдно друзьям сказать, что работаешь ассенизатором

Еще одно направление — маленькие туалеты. Можем сдать такой в аренду на период болезни. Далеко не каждый будет этим заниматься...

Больше всего мини-туалеты пользуются популярностью в загородных домах и на дачах. Их заказывают, когда собираются устроить шашлыки на природе или приглашают друзей отметить праздник за несколько километров от города.

Обслуживание туалетов остается в нашей обязанности. Большинство кабинок рассчитаны на 500 посещений. Чистим в зависимости от сложности заказа: раз в день, или утром и вечером. Слив ассенизаторских машин происходит по договору в спецколодцы за чертой города. Обязательное правило: в каждой кабинке через 5 дней меняем жидкость, которая борется с запахами и естественными процессами, иначе она перестает действовать. Примеры нередки, когда «экономные» бизнесмены покупают в свое летнее кафе биотуалет, и обслуживают его сами раз в месяц. После такого использования кабинку приходится усердно «реанимировать».

Рынок поделили

Спустя 5 лет, как только наш бизнес окреп — организация раскололась. Теперь в Кирове 2 крупные компании по биотуалетам. Одна работает с заказами от городской администрация, а мы — со всеми остальными. Но конкуренции среди нас нет, называем друг друга коллегами по цеху: безболезненно удалось поделить «сферы влияния».

Вряд ли кто-то третий сможет влезть в нашу упряжку. Не потому что не пустим, а потому что сложно. Бизнес сезонный, и прибыль «летнего» периода с мая по сентябрь нужно рассчитать на весь год. В зимние месяцы используется только треть кабинок: в городе почти не проводят массовые мероприятия, строители ждут тепла…

Кабинка стоит 20 тыс. руб. (с учетом доставки)
Ассенизаторская машина — 900 тыс. руб. + 150 тыс. руб. на дополнительные запчасти
Аренда 200 м2 земли — 500 руб/м2 в месяц
Чистый доход с 1 кабинки — 4 тыс. руб. в месяц
Сезон — 4 месяца в году

Стыдно друзьям сказать

Еще одна сложность — подобрать кадры. Сейчас у меня работают всего 5 человек, остальных нанимаю при необходимости. Открою секрет, водители ассенизаторских машин получают в межсезонье по 20 тысяч рублей в месяц, а в сезон их доходы в разы вырастают. Есть и «дополнительный заработок». Нет, не таксовать на служебном транспорте по ночам. Когда чистят биотуалеты после праздников, часто находят цепочку, сережку, колечко — распоряжаются находками на свое усмотрение. Одним словом, золотари! Но даже на приличную заплату работники идут тяжело. Стыдно друзьям сказать, что работаешь ассенизатором. У нас есть шутка среди сотрудников — как только человек начинает зазнаваться, говорят ему, что от него как-то странно пахнет. Вся спесь мигом слетает.

Туалет вызывали?

На Западе подобный бизнес уже давно модернизирован. В Германии ответственно подходят к самому проектированию биотуалета. Он напичкан электроникой: платишь 2 евро, заходишь - закрываются двери, откроются они только тогда, когда после всех процедур ты вымоешь и высушишь руки. Наши соотечественники не раз застревали в таких кабинках - забывали совершить все действия, которые среди немцев приняты по умолчанию.

В Лондоне, например, предлагают «туалет по вызову»: посылаешь смс со словом «туалет» и получаешь подробную инструкцию, как дойти до ближайшего. Очень удобно, особенно для туристов.

Мы пытались продвигать тему маркетинга с помощью наших кабинкок. Но пока кировчанам не позволяет менталитет: не хочет заказчик, чтобы его реклама была на туалете. Разве только каких-то специфических товаров, как например, туалетной бумаги.

При этом, новые идеи продолжают рождаться. Сейчас хочу ввести услугу «туалетомобиль»: чтобы не справлять нужду в неположенном месте, любой желающий сможет позвонить в службу или отправить сообщение, где он находится — в течение 20 минут к нему приедет специальная машина. Тепло, чисто и комфортно… Сделал дело — машина уехала. Уверен, это будет новый тренд!

Комментарии

comments powered by HyperComments