За месяц сайт посмотрели 5 782 посетителя
Тоже бизнес

Точка роста

Мы двигаемся семимильными шагами. Сами создали проект, который принёс результат и вышли на самоокупаемость, -  Дмитрий Плотников, совладелец и основатель сети «Вятские Меха», «ВместеМаркет», «МПР-Магазин Постоянных Распродаж»

От маркеплейса до сервиса

—Да, кто-то скажет, что мы шли к результату долго. Но зато это полностью наша разработка. Мы прошли путь становления, ошибались, переделывали, но это наш продукт. Продукт «ВместеМаркет» прошел все стадии: от маркетплейса до сервиса, связывающего продавца и покупателя. При том, что этот сервис связывает покупателей одного продавца либо поставщика с любым покупателем другого.

Переход от маркетплейса в сервис

Два года назад произошел бум образования маркетплейсов и многие компании стали открывать мульти-маркетплейсы или отраслевые маркетплейсы. Мы заняли нишу продажи товаров для дома и всего, что с этим связано.

Мы видим, как быстро меняются правила игры внутри торговых площадок, как закрываются «хайповые» маркетплейсы. В ближайшее время на рынке могут остаться 3-4 крупных игроков. Многие «побежали» торговать на известных площадках (торгуем и мы), получая относительно быструю прибыль. И количество продавцов увеличивается каждый день с геометрической прогрессией. В этом есть плюс, растет конкуренция. Но есть и минус. Мы 12 лет занимаемся розницей и видим эти минусы, как маркетплейсы во-первых, не дают производителям и продавцам доступ до конечного потребителя, они пресекают работу с ними. Во-вторых, торговые площадки превращаются в склад нелегального товара. В-третьих, продавец теряет своё имя либо бренд, а клиент начинает покупать не у магазина, а на маркетплейсе, ему не важен продавец и его бренд. Таким образом, стоимость бренда на маркетплейсе становится незначительной, а продавец лишается капитализации своей компании. В-четвертых торговля на маркетплейсе - это бизнес, который невозможно продать. Его можно сравнить со знаниями. Выглядит это так: я могу научить тому, как продавать на маркетплейсе с выручкой 10 млн рублей в месяц, но юридически я не могу продать свой магазин на маркетплейсе с оборотом в 10 млн рублей.

Маркетплейсы начинают диктовать свои условия, продвигать специфические законы. Например, изменения в законе о маркировке. Они усложняют работу таким образом, что небольшому производителю сложно начать работать с маркетплейсом без услуг посредника.

Ещё один фактор - перекос на рынке труда. Гиганты-маркетплейсы не скупятся на зарплаты ИТ-специалистам, это же касается линейного персонала. При зарплате продавца или швеи в 20-25 тысяч и заработке курьера 35 тысяч рублей, выбор очевиден.

Временная популярность

Мы считаем, что маркетплейсы ждёт такой же коллапс, как и классический ритейл. Они настолько демпингуют, что маржа находится в отрицательных значениях. Ценность товара уходит на второй план, а на первый выходит стоимость. Но мы всё это проходили и итог знаем. Продавцам придёт понимание, что либо нет смысла работать с таким доходом с одной единицы товара, либо искать альтернативу и начинать общаться со своим покупателем напрямую, зарабатывая больше. Но контакт уже потерян и начинать нужно заново. Мы понимаем, что большинство маркетплейсов работает в минус, осваивая инвестиционные деньги (кроме пары крупных игроков). А так как тема популярная, инвесторов предостаточно.

Крупный ритейл уже начал понимать, что чистый онлайн без офлайна малоперспективен в России. Многие офлайн-игроки развивают электронную коммерцию с намеренной отрицательной рентабельностью, чтобы не потерять часть покупателей. Известны примеры, когда при открытии офлайн-магазина крупной компании в регионе, автоматически увеличиваются её онлайн-продажи в этом же регионе. Об этом стоит задуматься. Онлайн в связке с офлайном имеет стабильную перспективу.

На наш взгляд, работа с маркетплейсами - временная популярность. Один из вариантов их развития - появление узконаправленных площадок, которые будут направлены на продажу вещей конкретного сегмента. Именно так же потеряли популярность крупные моллы, и покупатель стал выбирать небольшие, нишевые магазины в шаговой доступности. Так мы и поступили, изменив свой концепт, и он оправдался. Именно этим мы и отличаемся от маркетплейсов.

Меняем подход к бизнесу

Выйдя на самоокупаемость, и расширив географию до Коми, мы пришли к выводу, что пора что-то менять в подходе к бизнесу, к работе и взаимоотношению с партнёрами и коллегами. В этом году мы решили отдать проект «Вятские Меха» людям. Отдать полностью, с собственными разработками, базами, контрактами, ПВЗ и прочим. По сути мы отдаем бизнес: 50% доли - своим ИТ-разработчикам и 50% - любому желающему из вас.

Мы отдаём бизнес, который стал лидером в Кирове по доставке товаров компаний, не представленных в нашем регионе (около 15 000 выполненных заказов за полгода). Именно так мы видим дальнейший рост проекта. У нас в регионе очень много талантливых людей, идейных и уникальных, но, возможно, у них нет средств разрабатывать что-то подобное. Поэтому мы отказались от идеи продажи, хотя вели переговоры два месяца. Неважно кто: молодой стартапер, талантливый менеджер или бизнесмен, любой может. Мы рассмотрим и тех, кто без опыта, чтобы они сосредоточились на том, что приносит деньги.

Мы сделаем выбор в пользу того, кто готов работать, развивать и привлекать ресурсы в проект, выводить его на новый уровень. Вы спросите в чем подвох? Да не в чём. Расценивайте это как помощь малому бизнесу или стартапу от другого бизнеса, но более опытного.

 

 vmeste-market.ru

Комментарии

comments powered by HyperComments