За месяц сайт посмотрели 5 782 посетителя
Идеи

Свят Мурунов: Почему Кирову рано думать о брендинге?

Свят Мурунов


Дата рождения: 16.01.1975 г.

Образование: ПГУ, эксперт по городским сообществам и социальному проектированию.

Карьера: с 2000 г. — «КБР. Креативная экономика», генеральный директор; с 2010 г. — ПГУ, старший преподаватель кафедры «Коммуникационный менеджмент»; «Кампус», преподаватель; с 2013 г. — «Архполис» (Москва), директор по региональному развитию.

— Лучшее здание в городе отдано ФСБ, и его нельзя фотографировать — а здесь мог бы разместиться музей, — Свят Мурунов, урбанист, директор по региональному развитию Центра территориальных инициатив «Архполис» (Москва)


Провода из-за коррупции


— Приезжая в любой старинный русский город, всегда удивляюсь: «Ребят, у вас такая богатая культура, а куда ни глянь — всюду «мега», «евро», «супер». Где же ваша национальная идентичность? Название улицы, оригинальная вывеска, арт-объект — что угодно...

В Кирове — та же картина. В центре очень узкие улицы — не для пешеходов, все завешано рекламой, мало современных скульптур, паблик-арта. В самом «сложном» районе — на Филейке — вообще нет внутридворовых пространств: старые советские площадки, подростки вытеснены за гаражи, трансформаторные будки, где следы пьянства, граффити протеста... Правда, порадовало, что мало рекламы спайса — индикатора подростковой наркомании. Но нет турников, велопарковок... Непонятно, где работает кировская молодежь: не верю, что все продавцами в «Евросети».

Запущенные, абсолютно некультурные дома культуры. Лучшее здание в городе отдано ФСБ, его даже нельзя фотографировать, — а здесь мог бы разместиться музей. Жизнь застыла и в Дворце пионеров — знаковом месте, которое надо наполнять событиями, делать из него второй «Парк Горького», а еще лучше — собственный проект общественного пространства.

Неправильное проектирование набережной: доступ к воде должен быть, а у вас — маленькая заасфальтированная дорожка, одиноко стоящий арт-объект и лавочка, где пьют пиво.

Что особенно не понравилось: много проводов над головой — местами из-за них вообще не видно неба. Как правило, такое бывает в городах с высоким уровнем коррупции в сфере ЖКХ.

В нашей стране главная цель власти — «вечное господство»


Что мешает попытаться сохранить культуру, которая проявлена в центре? Сталинский ампир очистить от рекламы, создать больше свободных пространств.

С точки зрения туриста Киров для меня пока — странное место, где что-то интересное нужно еще поискать. С точки зрения социального инженера — представляю, над чем можно работать. Но, как инвестор, вкладывать сюда деньги не стал бы — что за город: пока больше вопросов, чем ответов.

На букву «П»


Я вывел собственную формулу, почему все люди в нашей стране несчастны. Жизнь большинства — замкнутый круг: магазин, работа, дача, двор. Возникла гипотеза, что счастье — социальное явление. Нам приносит радость делать кому-то хорошо и по-новому себя проявлять. А для этого нужны: а) желание; б) компетенции; в) свободное время.

Мое исследование началось пять лет назад в Пензе, когда возник вопрос: как город, который никто не знает и постоянно путает с Пермью — даже посылки приходят с пермскими адресами — сделать известным? Сначала хотел притянуть за уши маркетинговые технологии — но, благо, был системный анализ, который позволил разобраться, что не так и почему России пока рано думать о брендинге городов.

Главное — нефть


Выяснилась теория, которая подтвердилась более чем в 30 городах, где мы проводим исследования и делаем разные проекты. Вырисовывается структура типичной провинции: на вершине всего власть, жесткая иерархия, — во многих областях единственный источник развития. Она определяет, что строить, что проводить, как город называть, какой логотип заказывать... И, к сожалению, в нашей стране главная цель власти — «вечное господство».

На следующей ступени — крупные предприятия — в СССР они были основными игроками, особенно в моногородах. Сейчас — либо закрылись, либо стоят брошенными промзонами, либо превратились в торговые центры, либо сузились до места своего завода и стали частью огромных холдингов. На город воздействия не оказывают — замкнулись на себе. Плюс, минимизируя схему налогообложения, отдали все, что не связано с производством, — дома культуры, спортзалы... Грубо говоря, отбросили все социальные издержки. Их кредо — «главное — нефть» (или лес, или металл, или трубопровод).

Нет ни одного интересного места: некуда сходить, нечего показать друзьям из других регионов


Кроме крупных предприятий, за последние 20 лет сформировался средний бизнес: в городе с населением 500 тысяч человек это две-три группировки (торговые центры, девелопмент, масштабное производство) — ребята, которые в 90-е воспользовались тем, что плохо лежит. Как правило, находятся между собой в конфликте. В основном, живут по принципу «больше бабла» и смотрят на все через призму денег.

Далее в иерархии мелкий бизнес: предприниматели, которым надоело «работать на дядю», делают свои «маленькие деньги», думают, где взять честный персонал и как бороться с федеральными брендами. Они «не про развитие города» — самим бы выжить. Но уровень их выживаемости сильно влияет на качество вывесок, дизайна, услуг, маркетинга. Главный лозунг — «не трогайте нас!»

В самом низу пирамиды жители — вообще веселые ребята. Подходить и говорить им: «Бабуля, пойдем с тобой займемся развитием Пензы» — опасно для здоровья. С другой стороны, горожане — основные «пользователи» среды, и, по мысли известного ученого и публициста Вячеслава Глазычева, идеальный город должен состоять из множества неформальных сообществ.

Некуда сходить


В Пензе 5 лет назад было около 50 видов городских сообществ, у которых нет ни счета в банке, ни директора, ни бухгалтера. Они строились по принципу самоорганизации и были зациклены сами на себе: например, каждый из трех велоклубов не знал о существовании двух других. При подсчете мы не учитывали виртуальные сообщества — только те, кто провел три реальных события: фестиваль, акция, субботник...

Было понятно, что выделить одно сообщество и пробовать с ним развивать город — не выход. Но собрать из них неформальную сеть, которая бы позволила каждому сохранять индивидуальность, и при взаимодействии с властью выступать как единое целое — другое дело.

Выяснилось, что всех активистов волнуют три проблемы: тема культуры, образования и городской среды. Культурные учреждения агрессивны — пыльные, скучные, заброшенные — они не пускают никого, не помогают со сценой. Как-то я задал директору краеведческого музея вопрос, который разорвал ему мозг: «Почему вы закончили сбор артефактов в 1975 году — после этого жизни в Пензе не было?»

События в городе не интересны. Есть даже парадигма «сцена-шарики-салют»: на центральной площади ставятся подмостки, куда загоняются лучшие детские коллективы, родители стоят в партере, все хлопают, выступает ведущий — 20 листов благодарности спонсорам, в конце салют. И точка. 6 миллионов рублей выброшены на ветер. Кто доволен? При этом задача любого праздника — привести человека в другое эмоциональное состояние, «перезагрузить» его.

Другая проблема — образование. Школы превратились в абсолютно закрытые общественные пространства: вахтер-охранник на входе, высокий забор, карточки доступа, видеокамеры. В программе обучения набор дисциплин с готовыми вариантами, которые нужно правильно выбрать. В региональных университетах, колледжах не учат новейшим постиндустриальным специальностям — биоархитектуре, генной инженерии, современному дизайну... Тех, кто пытается создать альтернативные образовательные проекты, не пускают: мол, нет площадок. Лучше откроем еще один музей 50-летия нашего университета...

И третья проблема, которая всех волнует, — городская среда. Нет ни одного интересного места: некуда сходить, нечего показать друзьям из других регионов...

Квадратный метр счастья


Знаешь три болевые точки — надо нажать на них. Из моей практики: на фестивале Jazz May в Пензе в 2012 году у нас был первый опыт создания сети городских сообществ. Велосипедисты надели футболки с логотипами, устроили пробег в Саратов; молодые архитекторы спроектировали первую в городе велопарковку; хэндмейдеры продавали фирменные сувениры; музыканты организовали поездки на джазовом автобусе, экологи — раздельный сбор мусора... И все под крылом Jazz May. Позитивный пример того, как сообщества могут быть встроены в единый проект.

Когда создана сетевая модель, можно переходить к брендингу, упаковке и трансляции. И чем интереснее станет город — наполнится событиями, арт-объектами, социальными связями — тем успешнее будет его бренд.

Каждый квадратный метр пространства нужно рассматривать не только с точки зрения выгоды, но и человеческого счастья. Комфортная и дружелюбная городская среда — это не баннер за 150 000 рублей: «Киров рад вас видеть!» Когда мы по-другому взглянем на проектирование улиц, парков, стадионов, домов культуры, получим главное — людей, которые не уедут из города.


* Благодарим за организацию интервью ЦСИ «Галерея Прогресса»


10.06.2014г.
Июнь 2014 / № 06 (67)

Комментарии

Сергей Карнаухов
Сергей Карнаухов 20 июня 2014 в 18:04 #4
В последние годы Москва стала ярким примером, демонстрирующим, что формирование городской культурной среды — это целостная инвестиционная стратегия с осязаемыми сроками возвратности вложенных средств. Действительно, мой шорт-лист выставок, музеев и парков, куда планирую пойти в течении лета, превышает полсотни объектов. И это позволяет менять ощущение времени, в котором живешь, формировать свое пространство максимально комфортно. Кто бывает в столице, сходите даже в пасмурный депрессивный день на «Стрелку» напротив Храма Христа Спасителя, возьмите летний коктейль, устройтесь на подушке прямо на берегу реки и проведите так некоторое время…

Хотя все это нужно лишь части населения, причем весьма небольшой.

Внесение в урбанизированную вятскую жизнь культурного андеграунда — задача важная, но не проблемная, не требующая «пожарных мер». И уж точно никак не связана с необходимостью изгнания УФСБ из исторического здания. Поверьте, они находятся там от нехватки средств. Было бы новое, современное помещение — с радостью бы переехали. Но, увы, на Вятке немало иных сложностей.

Обратите внимание, в Москве «Винзавод» и «Артплей» уютно расположились в заброшенных заводских корпусах. И ничего такого, что может привести в замешательство от увиденного, там нет. Главное — это люди, которые создают ощущение «другой культуры». Вообще взгляд на комфортную культурную среду города не нужно строить на опыте Перми с изысками не вполне адекватного Марата Гельмана. На практике ничего из его достаточно дорогих экспериментов не получилось...

На мой взгляд, из первоочередных задач важно стимулировать театральную жизнь, в том числе гастроли труппы по области. Надо форматировать библиотеки, создавать в них центры интеллектуальной жизни. Искать возможности субсидирования бесплатных услуг, которые бы притянули туда, прежде всего, молодежь. Увеличивать количество пешеходных зон, велосипедных и роликовых дорожек, парков для прогулок, насыщенных осмысленными «эвентами». Все это не только в Кирове, но и районах и деревнях. Нужно по полной эксплуатировать прекрасную, морозную, снежную вятскую зиму — время для множества массовых увлечений.

Культура — это сфера сложного социального управления государством. Если не прилагать менеджерских усилий, ничего не изменится. Современный урбанизм — область развития, а не поиска неразрешимых проблем. Их там нет!
Диана Абрамова
Диана Абрамова 19 июня 2014 в 15:24 #3
Святослав, идеи хорошие, но вот вопрос: кто во все это будет вкладываться? Местная власть — маловероятно. После переговоров с представителями Администрации выяснилось, что бюджета едва хватает на покрытие неотлагательных проблем, куда там до развития? Привлекать инвестиции из бизнес-сегмента — возможно. Но как замотривировать предпринимателей города? Что им пообещать взамен?
100000701585615
Святослав Мурунов 17 июня 2014 в 11:34 #2
Технология ))
Всем привет, спасибо за комментарии, на лекции в галерее Прогресс я рассказывал подробнее именно про технологию, если кратко, для качественного диалога с бизнесом (снимите рекламу, давайте через события двигать ваш бизнес, совместное проектирование будущих ЖК - общественные пространства, фукнции двора, культурные центра), с властью (чем наполнить ДК, как изменить библиотеки,музеи, что/кого не хватает в парках, какие специальности вводить, арендная ставка для новых/культурных видов бизнеса, что делать с заброшенными пространствами) - необходим субъект, самостоятельный, сложный, неформальный (иначе начнут манипулировать) - таким субъектом может стать сеть городских сообществ (можно посмотреть примеры на https://mapsengine.google.com/map/edit?mid=z09Nsr5nAC7Q.kxDouJ5MM4Wg дальше через разные события (лекции, фестиваль, субботник) сообщества перезнакомить и пересобрать в сетку, которая могла бы сообща использовать ресурсы/генерировать предложения - есть формат - форум городских сообществ - пример - http://www.slideshare.net/ssuser99c219/1-17760592 или фестиваль городских сообществ - пример https://www.slideshare.net/secret/5j6J906ynhLrxL дальше можно двигаться вариантами Ижевска - создание Ассоциации развития города -argo18.ru или Ярославля (из события создание нового пространства) - http://textil.in/research/ или Вологды (в этом году пробуем новый формат) - http://vk.com/kurbanistika Главное - есть ли в городе субъекты нацеленные на развитие, готовы ли они договариваться и действовать совместно )) Удачи всем! Чуть больше информации и конкретные методики/воркшопы можно глянуть у нас в группе vk.com/urbanapp
Антон Касанов
Антон Касанов 16 июня 2014 в 13:19 #1
Мнение Мурунова весьма интересно, это внешний взгляд квалифицированного специалиста, совершенно не замутненный нахождением внутри того пространства, которое он исследует. Выводы, сделанные урбанистом, лично мне понятны, очевидны и я по большей части согласен с его критикой.

Конечно, городу не хватает малых архитектурных форм, элементарных лавочек.. облик улиц портит большое количество рекламы и разного рода проводов, заслоняющих небо. Отдельный разговор — точечная застройка, уничтожение исторических построек, многоэтажное строительство в центре города. Эти проблемы, я полагаю, знают все, но никто еще не предложил рецепта, своеобразной пошаговой комплексной программы действий — как сделать в этом отношении город лучше.

Мурунов, к сожалению, насколько я понял тоже, лишь только обозначил спектр проблем, но, увы, не конкретные пути их решения.
comments powered by HyperComments