За месяц сайт посмотрели 5 782 посетителя
Идеи

Как бизнесу «заработать» на культуре


Владимир Бабков

Дата рождения: 10.12.1960 г.

Образование: Московская высшая школа социальных и экономических наук Академии народного хозяйства при Правительстве РФ; Белорусская академия музыки; Белорусская государственная консерватория.

Карьера: С 1998 г. — Московская филармония, продюсер международных культурных проектов;
с 2002 г. — тренерская работа, журнал «Арт-менеджер», главный редактор; с 2008 г. — «Новая газета», колумнист;
с 2008 г. — РГКК «Содружество», менеджер международных проектов и программ.

— Сфера искусства — это экономика переживаний и впечатлений, — Владимир Бабков, эксперт-консультант по культурной политике и социокультурному проектированию, главный редактор журнала «ART-менеджер».


В поиске уникальности

— За последние два десятилетия наша страна и общество претерпели кардинальные изменения в парадигме развития, смыслах и ценностях. Если раньше качество жизни, в основном, оценивалось наличием «квартиры-машины-дачи», то теперь скорее состоит из ответов на вопросы: «Что ты видел? С кем общался? Куда ездил? Что смотрел? Что слушал?»

Огромную роль в этом сыграла эпоха глобализации, которая ускорила процесс развития «экономики переживаний и впечатлений». Нас все меньше волнуют тиражируемые вещи: от навороченных мобильных телефонов до автомобилей и пятизвездочных отелей... Мы все сейчас находимся в поиске уникальности, неповторимости, эксклюзива. И все больше мы хотим отличаться друг от друга, выделяться из толпы.

К чему идем?

Где сейчас находятся неповторимые, незабываемые переживания и впечатления? Конечно, в сфере культуры. Этот мощный ресурс развития только набирает обороты. Сейчас это уже бизнес, мощный источник социально-экономического развития. У искусства появились новые направления развития и возможности применения.

Первое направление — это роль культуры и искусства в развитии городов. Реклама и продвижение, бренд и маркетинг территории, запрос на инвестиции, привлечение в город новых жителей – все это теперь невозможно без технологий социокультурного проектирования. А для малых и средних городов это становится актуальным, как никогда.

Канны, Авиньон, Сан-Ремо, Зальцбург, Великий Устюг, Юрмала – почему многие мечтают туда попасть? Потому что в свое время в этих городах был запущен тот или иной социокультурный проект, который, как говорят продюсеры, «раскрутил» их бренд. И теперь культурный потенциал используется как ресурс развития.

Второе направление — культурный туризм. Туриндустрия не производит новых продуктов и товаров на рынке: она упаковывает, расфасовывает и продает «готовое». Этим стоит воспользоваться для создания новых артефактов, которые будет продавать туристическая индустрия.

Третье направление — экспорт образа жизни. Оно вытекает из двух предыдущих и резюмирует миссию культуры в третьем тысячелетии. Вокруг него вращаются и бренд города, и туризм, и привлекательный имидж страны... Экспорт культуры не означает, что мы должны вывезти наши картины за рубеж и там их продавать. Это значит, что мы создали настолько привлекательный образ жизни, что жители других стран и городов захотели к нам приехать, чтобы пережить неповторимые эмоции и переживания. Они не только оставят деньги в магазинах, ресторанах, отелях, транспортных компаниях, но и увезут сувенирную продукцию, рекламные материалы...

Сейчас все больше политиков понимают, что культурная идентификация — вопрос национальной, государственной безопасности. Мы все время делаем выбор: какой национальности принадлежим, какая у нас религия, откуда наши корни. И что делать, если общество хочет сменить свою парадигму развития, образ жизни и принадлежать другой культуре? Так происходят потрясения, революции, исчезают целые государства, к власти приходят другие лидеры....

Маркетинг искусства

Как происходят продажи «переживаний и впечатлений»? Ответ очевиден: через конкретную реализацию социокультурных проектов. Нам интересны не здания театра, филармонии или помещение галереи само по себе, но проекты, которые осуществляются в их стенах.

Проекты и проектный менеджмент — основополагающий инструмент маркетинга культуры и искусства. И катастрофически не хватает специалистов в этой сфере: быть хорошим администратором уже явно недостаточно. Необходим креатив, технологии коммуникации, обратной связи с обществом и многое другое.

Двигатель проекта

Меня часто спрашивают про основополагающий компонент предпринимательства в сфере культуры. Многие наивно полагают, что это деньги. Мой личный опыт позволяет сделать другой вывод: ключевое слагаемое успеха в этой сфере — любовь. Это мотивационный двигатель, который делает проект успешным.

Кроме того, увлечение, одержимость — вот важнейшие качества руководителя, лидера, которые притягивают людей, ресурсы и позволяют добиваться вершин.


19.11.2014
Ноябрь 2014 / № 11 (72)

Комментарии

Дарья Ткачева
Дарья Ткачева 01 Дек 2014 в 12:56 #1
Я думаю, что любой человек, желающий заниматься культурой как менеджер, или как творец, в любом случае не должен исходить из желания «заработать денег». Материальная заинтересованность не должна быть ключевой. Не смотря на то, что финансовый успех возможен, и есть немало примеров удачных с этой точки зрения проектов.
Культурным проектом может считаться проект, мировоззренческий по своей сути. То, какие идеи, смыслы, образы в нем содержатся — определяет всю остальную работу по его развитию и продвижению. Культурный проект может существовать и в соответствии с азами маркетинга — определяется спрос и формируется предложение. Т.е. можно предлагать людям только то, что они хотят увидеть. Так, например, организуются гастрольные туры «звезд» эстрады, кинопрокат. Это тоже культура, и она вполне прибыльна. Но какое мировоззрение формируют эти проекты? Какие ценности, идеи они несут?
То, какие же ценности и идеи поддерживать и развивать решают субъекты культурной политики. Это может быть государство — в рамках государственной культурной политики. А могут организации бизнеса — реализуя свою, корпоративную культурную политику, работая на формирование определенного имиджа. В конце концов каждый человек делая выбор в пользу того или иного культурного продукта — выбирая фильм, книгу, спектакль или телепрограмму — реализует свою собственную культурную политику. Таким образом, проанализировав афишу можно понять какова реальная культурная политика в стране, какие ценности поддерживаются.
Хотелось бы внести ясность в понятия, использованные в предлагаемой статье. Меценатство, спонсорство и благотворительность — это три разные формы финансового участия бизнеса в культурном проекте — и юридически и по своей сути. Спонсорство — это возмездное сотрудничество, осуществляемое в соответствии с законом о рекламе. Бизнес дает деньги и получает определенные рекламные услуги от культурного проекта (упоминание в СМИ, размещение логотипа, реклама на мероприятии и т. п.). Благотворительность — абсолютно безвозмездная форма. Когда помощь оказывается по идейным соображениям, и благотворитель ничего не получает от этого участия. В нашей стране уже давно действует закон о благотворительности. Налоговые льготы для благотворителей, в соответствии с ним, могут быт установлены региональным законодательством, и в ряде российских регионов (Москве, Самаре и др.) они действительно есть. Меценатство — это форма финансового участия, предполагающая определенное моральное поощрение мецената — размещение различных памятных табличек, вручение грамот и т. п. Меценат участвует в культурном проекте не просто из благих побуждения, но воспринимая это участие как важный вклад в формирование своего имиджа, как вложение в свой социальный статус. В октябре 2014г. был принят закон о меценатской деятельности. К сожалению, вопреки ожиданиям налоговых льгот меценатам он не предполагает.
Культура как ресурс развития территорий — очень важная тема. Действительно, сегодня именно развитие культуры, как развитие человека, является самым перспективным направлением. То, каким будет человек, чем он будет жить, как он будет отдыхать — зависит то, как он будет работать, будет ли он способен на развитие, на творческий подход к делу, на инновацию. Невозможно думать о развитии города без развития культуры. Но не только как туристического объекта. Нельзя ориентироваться исключительно на приезжих, на гостей. Прежде всего необходимо сделать так, чтобы самим жителям было интересно и приятно жить в этом городе. Это можно делать в том числе, и средствами культуры. Даже самый замечательный большой фестиваль, проходящий раз в год и привлекающий большое количество туристов — вряд ли существенно изменит восприятие города самими горожанами. Культурная жизнь во всем возможном разнообразии должна быть всегда. Кроме больших концертов, должны быть и камерные. У человека всегда должен быть выбор. Так что, я соглашусь с Владимиром Бабковым — у среднего и малого местного бизнеса — свободная ниша. Главное — чтобы были грамотные инициативы, чтобы были люди, готовые эти культурные проекты развивать.
comments powered by HyperComments