За месяц сайт посмотрели 5 782 посетителя
Идеи

Научи ученого

Как мотивировать сотрудников к образованию не «для галочки» — Екатерина Пластеева, врач-психотерапевт, гештальт-психолог центра «Зеркало»


Снова в школу?

 

В обществе есть шаблонное представление: «Если я однажды получил высшее образование — это уже очень много, миссия выполнена». И чем старше человек, тем закоснелее: «Ну, какая в мои годы еще учеба? Да и зачем? С работы скоро выгонят». Негативное прогнозирование сильно мешает развитию личности. У многих чувство тошноты вызывает одна мысль — «снова сесть за парту». За 10 лет школы это набило оскомину, стало казаться каторгой.

Обучение взрослых — целая наука, андрогогика. В каких-то случаях оно проходит легче, чем у детей, — когда человек осознан и мотивирован. Но, как ни крути, школьная память более тренирована, и уже к 30-летнему возрасту большинство не схватывают на лекциях, где много материала для заучивания. Поэтому для взрослых людей должно быть мало теории, в основном — практика, на основании вопросов и целей.

На ветер в голове

На предприятиях чаще всего люди не чувствуют заинтересованности руководства в обучении. Отсюда и отношение сотрудников: съездил в командировку — потусовался, отдохнул.

Большинство не понимают, для чего их отправляют на учебу, — как итог р
авнодушное отношение. Человек чувствует себя винтиком, который что-то кому-то должен. А что — не знает. Понимает, что нужно отчитаться за учебу — для галочки. А где новые знания использовать, не обговорено — границ нет. Руководитель напрягается: «Я, что, деньги потратил на его отчеты?» У работника в связи с этим тоннельное видение своей роли в организации. Его ресурсы используются на «-1» — он похож на зомби, отвечает заученные фразы, носит однообразные маски.

Проблема коренится в привыч
ке подражать окружающим (конформизме), в страхе идти своим путем — как у руководителей, так и у подчиненных. Индивидуальный подход требует большей работы над собой и большего времени, создания гармоничного взаимодействия между всеми подразделениями. Часто роль объединяющей силы берут на себя корпоративы, где коммуникации «лечатся» в нетрезвом состоянии. Отсюда управляют организацией, людьми «нетрезвые психологические цепочки». Что делать руководителю?

1. Начать с себя. Если есть страхи перед индивидуальным подходом в деле
, проработать их у психолога. Решить экзистенциальные вопросы — о своих ценностях в жизни. Это сильно продвинет вас в сторону большей свободы для себя и подчиненных.
2. Создать команду креативных специалистов
для разработки неповторимого образа вашей организации.
3. Позволить каждому работнику в большей степени самому организовывать условия труда, учебу.
4. Составить
индивидуальную программу обучения себе и сотрудникам, учитывая ценности каждого. Причем она должна часто пересматриваться, быть живой.




Портрет 1.


  Предприниматель 15 лет лет занимается бизнесом — достаточно гибко, чутко реагирует на изменения. Но в последние два года стал замечать, что не управляет ситуацией: приходится сокращать производство, закрывать цеха. Настроение подавленное, появилась неуверенность.
Мы провели мониторинг факторов, повлиявших на успешный бизнес. Оказалось, виной всему то, что ценности изменились. Раньше ему было интересно увидеть себя богатым, способным создать крупную компанию — этот образ изжит. Осознав это и пересмотрев свою программу образования, мой клиент открыл новое направление, связанное с творчеством, и постав
ил фирму на прежние рельсы.
Депрессия растворилась, как будто ее не было.

Портрет 2.

Женщина 34 лет. Исполнительная, ответственная, с творческим подходом к делу. Использует любую возможность учиться в лучших учебных заведениях для профессионального роста. Ее начальница работает шаблонно, повышает свою квалификацию, только если это необходимо по закону. Но новшества, которые привносит подчиненная, частично выдает за свои достижения. В то же время постоянно указывает на ошибки сотрудницы — вплоть до запятых в отчете — и делает это системно, стараясь создавать чувство неполноценности у коллеги. При малейшей возможности жалуется высшему начальству.
Здесь показана структура, которая разрушает организацию в человеческом смысле. Из таких компаний ко мне на прием часто приходят люди, страдающие тяжелыми заболеваниями. Причем, не только подчиненные, а сотрудники всех уровней.
В результате долгих сомнений, клиентка уволилась. Достаточ
но быстро нашла место в другом коллективе, где стремительно растет по карьерной лестнице. Удивляется тому, как ее ценят.


08.09.2014
Сентябрь 2014 / № 09 (70)

 

Комментарии

comments powered by HyperComments