Идеи
Октябрь 2013 / №10 (46)

Как уберечь товарный знак от посягательств (0+)

Как уберечь товарный знак от посягательств — Татьяна Щелокаева, заместитель председателя Второго арбитражного апелляционного суда

Как уберечь товарный знак от посягательств

 Защитили от «пиратов»

— Сейчас на рынке столько наименований товаров, что в спешке или по невнимательности можно подделку принять за брендовую вещь, — Татьяна Щелокаева, заместитель председателя Второго арбитражного апелляционного суда

Что за бренд?

— Переход России к рыночной экономике привел к масштабной переработке законодательства, в том числе в сфере интеллектуальной собственности. На первом этапе реформы применялись отдельные законы об авторском праве, патентах, товарных знаках, с 2008 года действует общий — четвертая часть Гражданского кодекса РФ.

Завершило реформу открытие с 3 июля 2013 года в Москве Суда по интеллектуальным правам, единственного в России. Так у бизнеса появилась новая возможность защитить от «пиратов» права на нематериальные активы (патенты, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки...).

Цена слов

Фирменное наименование, коммерческое обозначение способствуют узнаваемости товаров, производителей и могут приносить прибыль, как и материальные активы. Если фирменная продукция пользуется спросом, можно получать доход только за счет бренда. К примеру, заключить лицензионный договор на право использования товарного знака или знака обслуживания.

Если вы производите уникальный товар, зарегистрируйте его словесное или графическое обозначение в Государственном реестре товарных знаков. Так в случае судебных споров легче доказать ваши права на бренд.

5 прецедентов Кирова

1. Проверьте место производства

ООО «Минводы Вятки» подало иск к ООО «Премьер-Групп» с требованием прекратить указывать на этикетках своих напитков словосочетание «Нижне-Ивкинская №2К». Суд установил, что спорное обозначение было зарегистрировано истцом как наименование места происхождения товара, а ответчик незаконно использует чужой бренд.

2. Платите за чужой знак

В 2012 году Международное физкультурно-спортивное общество «Спартак» имени Старостина предъявило кировскому предпринимателю иск о незаконном использовании товарных знаков и взыскало 200 000 рублей компенсации.

Многочисленные споры по использованию обозначения «Спартак» разрешались арбитражными судами с учетом того, когда ответчик начал использовать спорное обозначение — до или после подачи обществом имени Старостина заявки на регистрацию бренда.

3. Осторожнее с известными марками

Индивидуальный предприниматель открыл автосервис, где работал на технике BOSCH. Решил привлечь клиентов, разместив на здании одноименную вывеску. Тем самым нарушил исключительные права компании Robert Bosch GmbH, которая обратилась в Арбитражный суд Кировской области с иском о взыскании 1 200 000 рублей за незаконное использование товарного знака. По ходатайству ответчика суд уменьшил размер санкций и взыскал 600 000 тысяч рублей — но и это суровое наказание для предпринимателя.

Правообладатели международных брендов часто выявляют факты незаконного использования товарных знаков. «Тайные покупатели» приобретают контрафактный товар, а все оформленные документы становятся доказательствами по делу.

4. Будьте узнаваемы

Предприниматель — владелец мастерской «Профи-штамп» обратился в суд к ООО «Полиграфическая мастерская «Профи-Штамп», требуя изменить фирменное наименование, внести изменения в ЕГРЮЛ.

На первый взгляд, зарегистрированное фирменное наименование является «сильным» аргументом. Но истец смог доказать, что до регистрации фирмы ответчика спорное название «Полиграфическая мастерская «Профи-Штамп» существовало как коммерческое обозначение: его знают клиенты. Появление на рынке еще одного «Профи-штамп» привело клиентов в замешательство — к кому обращаться? Поэтому суд обязал «двойника» внести изменение в реестр.

5. Нет сходства — нет проблем

В 2007 году в суде слушалось дело, которое дошло до Высшего Арбитражного Суда РФ. Кировский хладокомбинат давно выпускает мороженое «Мальвина», потребитель привык к его фирменной упаковке. Но в 2006 году другое предприятие ООО «Джина» зарегистрировало одноименный товарный знак и предъявило иск о запрете использовать товарный знак «Мальвина», а также выплатить 300 000 рублей компенсации.

Суды установили, что сравниваемые словесные элементы не имеют сходства до степени смешения: разные цветовая гамма, изображение, наклон букв, шрифт. Права не нарушены. Но после этого дела Кировский хладокомбинат все же изменил упаковку.

Оформить подписку на печатный журнал
Подписка на печатный журнал
Бесплатную подписку можно оформить только первому лицу компании