За месяц сайт посмотрели 5 782 посетителя
Инфографика

Сколько стоит искусство?

Что зарабатывают и тратят учреждения культуры — на примере «Театра на Спасской»


Грибанов, театр на СпасскойВладимир Грибанов, директор «Театра на Спасской»:

Публика не дура

— Любой театр рано или поздно встает перед выбором: заниматься коммерцией и ставить незатейливые комедии в угоду массам или воплощать глубокие творческие замыслы, которые способны оценить единицы. Но одними развлечениями публику не удовлетворишь, да и ставка только на высокоинтеллектуальные пьесы не сработает. От того, удастся ли найти баланс, зависит успех всего предприятия.

Сложность еще и в том, что само искусство всегда в зоне риска — неизвестно, зайдет ли новый продукт. На заводе можно изготовить опытный образец, испытать, обсчитать… Театральную же постановку не переделаешь.


Кто возьмет билетов пачку…

Поддерживает лишь официальная подушка безопасности: правительство заинтересовано в нашей работе — минимальное финансирование госуслуг гарантировано при любом раскладе. На основную деятельность этого хватает. Остальное (ремонт, модернизация, поездки на фестивали) — своими силами: от продажи билетов, аренды сценической площадки, проката костюмов.

Скажете, можно было бы увеличить количество спектаклей в год? Но пострадает подготовка. Можно поднять цены на билеты? Но кто тогда пойдет в театр?..


Что в кармане?

Исключительно коммерческие проекты — частные театры, музеи и галереи — теоретически способны приносить прибыль, но небольшую. Поэтому когда искусство встает на рельсы коммерции, артистам становится уже не до творчества. Недаром в коммерческих постановках играют актеры, которые одновременно работают в государственных театрах, организаторы зарабатывают деньги в бизнесе, а в галереях реализуют свое хобби.

В Кирове же директорам таких компаний приходится оплачивать деятельность из собственного кармана — эдакий сам себе меценат. Потому что бизнес сегодня не заинтересован в поддержке культуры: раньше спонсировать за счет части налоговых отчислений было легко, сейчас из чистой прибыли мало кто согласен. При этом все хотят войти в удобный зрительный зал и выйти оттуда в полном восторге от спектакля. Но если посадить огурец, из него не вырастет арбуз. Так ведь?

инфографика, культура


17.11.2014
Ноябрь 2014 / № 11 (72)

Комментарии

Пугач Валентин
Пугач Валентин Николаевич 01 Дек 2014 в 12:38 #1
Зарабатывать на культуре - звучит кощунственно. Тем не менее это возможно, и даже желательно. Действительно талантливые проекты в сфере культуры, как правило, оказываются коммерчески успешными. И здесь на передний план выходит вопрос о наличии у руководителей культурных проектов (любых: театральных, музейных, музыкальных и др.) бизнес-компетенций.
У нас в области много талантливых исполнителей и коллективов, есть замечательные проекты и продукты, которыми мы можем гордиться. Но без профессионального бизнес управления и коммерциализации зачастую замечательные начинания остаются без ресурсного обеспечения или живут на голом энтузиазме. Поиск, привлечение, обучение таких руководителей - один из способов развития в данной сфере.
comments powered by HyperComments