За месяц сайт посмотрели 5 782 посетителя
Настроение

Почем топливо для народа?

Александр Репин, руководитель и совладелец компании «ВРК»

Кто делит торт?

— В моем детстве считалось нормой хранить в гараже емкости с топливом. У папы, к примеру, были припасены две 200-литровые бочки. Тогда мало кого волновало, что легкие составляющие бензина со временем испаряются, что автомобиль, заправленный такой жидкостью, плохо едет, да и сами любительские склады пожароопасны.

Сейчас подобного уже не встретишь — закупать бензин на «черный день» стало смешно, хотя ситуация с ценами на топливо, наоборот, день ото дня все печальнее.

Когда выгодно, любят говорить, что настали времена рыночной экономики, но чаще закрывают глаза на все законные ограничения и, чувствуя предстоящий ажиотаж, переписывают ценники, как хотят.

Мы видим, как меняются цифры на табло АЗС — кто виноват, не так-то просто разобраться.

Посмотрел в Интернете, из чего состоит цена на бензин. Чудесный тортик: нижний слой — прибыль нефтяной компании на АЗС — всего 8 %; за ним — стоимость сырья — 10,2 %; расходы на переработку и продажу — 26,7 %; и самый лакомый кусок — налоги — 55,1 % (НДПИ, акциз, НДС, налог на прибыль). Получается, от мировых цен на нефть наши кошельки не так и зависят. Основной регулятор — государство, в его силах умерить налоговый аппетит, снизив таким образом чеки на заправках.

Тем не менее президент публично удивился — как так, нефть на рынке дешевеет, а бензин в стране растет? И тут же антимонопольный комитет спохватился — начались проверки, поиск объективных причин…

Оправдались наспех

Президент спросил — ФАС ответил! Из совсем абсурдного — выступление по телевидению представительницы комитета, которая уверенно заявила: «Рост оптовых цен за год составил 5 %. Мы проверили розницу — увеличилась на 15 % — все хорошо, никаких нарушений нет!» Да как так? Куда делись 10 % разницы? 5 не равно 15! Или мы в разных измерениях мыслим? Мне такая арифметика непонятна.

Были и другие оправдания от ФАС, почему розница растет.

Первое — в этом году хороший спрос на заправках. Допускаю, вполне может быть.

Второе — присоединение Крыма, обеспечение его 180 тысячами тонн нефтепродуктов. Не много ли проблем мы стали прикрывать полуостровом? «Хорошая» отмазка для любых неудач.

Третье — дефицит бензина из-за аварий и ремонтов на нефтеперерабатывающих предприятиях. Но, ребята, вы же знали, что топливо нужно будет всегда, почему раньше не начинали реконструкцию заводов, которые давно устарели? Распространенная болезнь российской промышленности — выжать до последней капли, а потом хоть трава не расти.

Свежо совпадение

И вот после пристального контроля цена на бензин вроде бы начала падать… Но весьма интересными рывками — можно даже прогнозы составлять. Если на «Лукойле» прайс уронили — через неделю жди того же на «Движении», но на 5 копеек ниже. Схема срабатывала уже не раз. Простые совпадения? Верится с трудом. Тем временем нас продолжают уверять, что нет никакого сговора…

13.01.2015

Январь 2015 / № 1 (74)

Комментарии

1426925390
Рустем Садыков 26 Фев 2015 в 16:10 #3
А был ли сговор?
Цифры - упрямая вещь. Ниже приведен сравнительный анализ розничных цен на АЗС "ДВИЖЕНИЕ" и "ЛУКОЙЛ" за 2014 год, из которого четко прослеживается отсутствие какого-либо сговора на розничном рынке нефтепродуктов.

Дата Розничная цена, руб/литр Разница, руб/литр
ХК Движение ЛУКОЙЛ
Регуляр-92 Диз. Топливо Регуляр-92 Диз. Топливо Регуляр-92 Диз. Топливо
03/03/2014 29,40 33,50 29,45 33,70 -0,05 -0,20
04/21/2014 29,90 33,00 30,45 33,20 -0,55 -0,20
07/07/2014 32,00 33,00 30,95 33,20 1,05 -0,20
07/14/2014 32,00 33,00 31,25 33,20 0,75 -0,20
07/28/2014 32,00 33,00 31,45 33,20 0,55 -0,20
08/18/2014 32,00 33,00 31,65 33,20 0,35 -0,20
09/01/2014 33,00 33,00 31,65 33,20 1,35 -0,20
09/15/2014 33,00 33,00 31,95 33,20 1,05 -0,20
09/22/2014 33,50 33,00 31,95 33,20 1,55 -0,20
10/06/2014 34,00 33,00 32,15 33,20 1,85 -0,20
10/13/2014 34,00 33,00 32,35 33,20 1,65 -0,20
10/27/2014 34,00 33,00 32,35 33,70 1,65 -0,70
11/10/2014 34,00 33,00 32,45 34,20 1,55 -1,20
12/01/2014 32,40 33,00 32,45 34,70 -0,05 -1,70
12/15/2014 32,40 33,00 31,95 34,70 0,45 -1,70
12/22/2012 31,90 34,00 31,95 34,70 -0,05 -0,70
01/13/2015 32,00 34,50 32,44 35,19 -0,44 -0,69
02/09/2015 32,00 34,50 32,44 34,70 -0,44 -0,20
100000011205836
Александр Репин 14 Янв 2015 в 10:56 #2
а на мой взгляд - много лет именно сговор и присутствовал среди крупных розничных продавцов топлива. но сейчас, ввиду факторов глобального падения рубля (и непоняток с нефтью), возможно, что-то изменилось... но я считаю, что нет и не может быть чисто рыночных отношений ни в одном государстве, как бы ни заявляли экономисты "демократических" экономик: поддержка тех или иных отраслей, заградительные пошлины и т.д., и т.п., и пр... а в нашем отечестве особенно))) да и крупным игрокам всегда выгоднее договариваться, ценовые войны интересны, увы, только потребителям... антимонопольный комитет действует тоже в полуручном режиме, что опять же подтверждает "нерыночность" отношений...
Даниил Мамин
Даниил Мамин 13 Янв 2015 в 13:29 #1
Я, наверное, не самый объективный эксперт, но оценочный взгляд позволяет судить вот о чем:

1. Цена на бензин в мировых ценах не особо и выросла, просто мы не осознали еще полуторократный скачок цен на товары, которые напрямую связаны с импортом-экспортом. Ну, и далее все на калькуляторе — падение курса рубля и мировой цены на нефть напрямую подрывает 50%-зависимый госбюджет, соответственно, получаем заметную дыру, которую надо чем-то заполнять на значимые госпрограммы, от которых нельзя отказываться ни при каких условиях. Не секрет, что акцизы составляют значительную часть в цене литра бензина на АЗС. И истины ради, если вы посмотрите на сухие цифры, то сегодня средняя розница на 95-й равна цене за 15 октября. При более чем полуторократном падении курса рубля. Плюс смотрите, государство без особого шума подняло налог на добычу полезных ископаемых, взамен понизив экспортные пошлины. Внимание, вопрос: на что провоцирует нормальных менеджеров такая ситуация? Верно, продавать за границу. И получить дефицит на внутреннем рынке. Что совсем не способствует понижению цен на АЗС.

2. Совместное понижение-повышение цен на АЗС — вообще не повод для обсуждения, на мой взгляд. Тут, с одной стороны, очевидно: если в соседнем магазине тот же товар становится дешевле, то мне, чтобы не остаться без покупателя, придется делать тоже самое — это же операционные продажи — разница в качестве товара пренебрежимо мала. С другой стороны, тройка лидеров нефтяного рынка России: «Роснефть», «Лукойл» и «Газпром нефть». Первая и третья компания по большей части принадлежат государству. При этом в Кирове разница одинаковая и будет — конечно это норма, так как механизмы формирования цен на розницу и их составляющие у обеих компаний («Движение» и «Лукойл»), скорее всего, одинаковые, но «Лукойл», очевидно, имеет больше возможностей для маневра, за счет больших объемов и более полной инфрастуктуры.
comments powered by HyperComments