За месяц сайт посмотрели 5 782 посетителя
Новости

Новые рыночные сценарии для малого и среднего бизнеса

Кто не успел окунуться в экспорт, сейчас должен готовиться к сложностям, — Евгений Надоршин, главный экономист консалтинговой компании «ПФ Капитал»

Что происходит в глобальном контексте экономики?

7 лет назад появился мощный тренд, который показал: чтобы бизнесу быть глобальным, для этого ему необязательно быть большим. Малый бизнес стал строить свои стратегии одновременно на нескольких рынках, как в шахматах — синхронно на разных досках. К 2020 году средний процент несырьевых экспортеров в общем объеме экспорта развитых и развивающихся экономик составил от 20 до 50%. Наряду с цифровизацией стратегической ставкой для бизнеса стали глобальные и экспортные операции. Так было до весны 2020 года.

Коронавирус — не единственная проблема в мировой экономике, с которой мы сейчас сталкиваемся. Экономическое развитие было совсем не в центре политической повестки последних лет. Эпидемия коронавируса пришлась на хорошо подготовленную почву. Мировой рост в 2019 году был худшим с 2009 года, и без вируса продолжил бы замедляться, как и мировая торговля. Брексит (процесс выхода Великобритании из Европейского союза) и беженцы в Европе, Аргентина, которая не может решить свои экономические проблемы ещё с 2001 года, а также беженцы из Венесуэлы, разделившие Латинскую Америку на два противоборствующих лагеря. Всё это осложнило экономику многих стран. Ближний Восток и Африка, где войны не затухают на протяжении последних 10 лет. Просто вспыхивают с разной интенсивностью, немного смещая географию. США после Трампа, радикально пересматривающие внешнюю политику. Впервые за многие годы США для мировой экономики стали фактором дестабилизации.

5000 мер против мировой торговли

Что важно для торговли? В мире было принято около 5000 различных мер, сдерживающих международную торговлю. Это суммарное количество ограничительных мер, которые регистрирует ВТО (регулярно им подают данные всего лишь порядка 50 разных стран). С 2009 по 2018 количество ограничительных мер, зарегистрированных ВТО, выросло на 40%. Это значит, что различных торговых барьеров на пути предпринимателя в мире стало на 40% больше. Почти во всех крупнейших экономиках за последние 10 лет средне взвешенный тариф увеличился. Часто не сильно — на несколько десятых процента. Но вдумайтесь, что такое несколько десятых процента в сотнях миллиардов экспорта или импорта США или Китая, если они легли на несколько товарных позиций. Это колоссальные дополнительные пошлины. Обратите внимание, это без учета нетарифных барьеров, например, как наши контрсанкции. Тот, кто хочет выйти на внешние рынки, сейчас столкнется с большим противодействием этому, нежели, например, 10 лет назад. Это суровая реальность, и нужно принять ее во внимание. Те, кто не успел окунуться в экспорт, сейчас должен заранее подготовиться к сложностям, о которых их коллеги 5-10 лет назад даже не подозревали. Но не стоит бежать от экспорта, нужно понимать, что этот путь становится сложнее.

Сценарии развития экономики России 

Базовым сценарием после майского релиза 2020 года по статистике Росстата, является худшее падение с 2009 года. Хорошего мало.

Восстановление в 2021 году будет происходить сначала за счет внешнего экспорта внешних рынков. Так было в фазе кризиса 2008-2009 и 2014-2015 годов, и я пока не вижу причин для исключения. Велика вероятность, что восстановление начнется за пределами российской экономики — как было и в предыдущие глобальные кризисы последнего десятка лет. Поэтому ориентироваться на внешний спрос — рационально.

Есть второй важный момент. Если какой-то бизнес хочет динамично расти, при этом он претендует на инновационность и если у него нет рынков, которые он каннибализирует внутри страны (то есть нет конкурентов), он может переходить на внешние рынки. Наша экономика сейчас такая же, как после падения в 2008 году. Хотите роста? Держитесь не российской экономики, потому что мы в нынешнем состоянии не способны обеспечить динамичный рост бизнеса за счёт внутреннего спроса.

Три пути выхода на экспорт

Итак, средний и малый бизнес может попасть на внешние рынки тремя путями.

1. Самостоятельно, создав всю необходимую инфраструктуру оффлайн присутствия. Обычно это сложно и затратно, потому что, как правило, нужно сертифицировать, адаптировать и омологировать продукт для локальных рынков (Омологация — усовершенствование объекта, улучшение технических характеристик с целью соответствия товара каким-либо стандартам или требованиям страны-потребителя). Эти процедуры могут занять минимум 2 года, а если не знать местных нюансов и не обращаться за помощью к консультанту сразу же, то три и более. По деньгам, по времени, по усилиям, по ресурсам, управленческим в частности,— это дорогое удовольствие. Гораздо проще второй и третий путь.

2. Через партнеров, встраиваясь в цепочки создания стоимости (подходит для сегмента B2b и почти гарантирует спрос). Честно, этот способ очень плохо работает в России, но в принципе стоит к этому стремиться. Часто международный крупный партнер — это гарантия спроса и возможность более динамичного роста при относительно скромных усилиях. За тебя создадут всю инфраструктуру, а ты просто будешь производителем и поставщиком абонентов, что дает возможность динамично развиваться достаточно долго, при этом не сильно обременяя себя конечным потребителем, маркетингом и прочими издержками. Главное — держать качество и устраивать своего партнера. Многие из бизнесов из развивающихся рынков именно так выходили и встраивались в глобальные рынки и выходили на развитые.

3. Третий путь: онлайн-агрегаторы. Такая тема работает последние 10 лет. Это существенные поставки в материальных объемах малого и среднего бизнеса. Много предпринимателей из сфер малого и среднего бизнеса как раз и являются поставщиками на Амазоне, Алиэкспрессе, eBay. Это новая история для мира. Что тут важно? Это для малого и среднего бизнеса часто наименее затратный путь, если он работает в сегменте b2c. Нужно только пройти регистрацию на онлайн-площадке иностранного партнера. Что печально, нет ни одной российской площадки, способной на такое. Для нас это препятствие выхода на глобальный рынок по сравнению с европейцами, китайцами, американцами. На родной площадке это делать гораздо проще, нежели на зарубежной. Это увеличивает издержки, но все равно является самым дешевым и лучшим путем поиска клиента за рубежом. Там нужно просто «быть в тусовке» и иметь в этот момент возможность продавать свои продукты. Там есть все условия сбыта даже для довольно специфической продукции, причем они не требуют сверх усилий.

Надо стараться быть лучше конкурентов и прилагать много усилий, и это именно то, чего мы не делали в последние несколько десятилетий. Если хочется динамично развиваться, это отношение следует поменять. Учитесь, учиться важно. Настало время хорошо поработать над собой.

Материал с сайта бизнес-школы "Сколково" skolkovo.ru

Комментарии

comments powered by HyperComments