За месяц сайт посмотрели 5 782 посетителя
Опрос

Служебный роман

О рисках, которые несут служебные романы, — Том Роулинс, профессор бизнес-этики Московской школы управления «Сколково»

Интересы компании или человека?

— В 2019 году СЕО «Макдоналдс» и Intel были уволены из-за служебного романа. В 2005 году глава Boeing был вынужден подать в отставку по этой же причине. Юридические компании и HR-консультанты утверждают, что многие руководители могли бы избежать увольнения, если бы заранее уведомили компанию о наличии романа: прозрачная ситуация не вызывает лишних пересудов. Но и у такого решения тоже есть последствия: расположение одних может пошатнуть доверительные отношения с другими.

Конфликт интересов. Когда вы встречаетесь с коллегой, чьи интересы вы ставите на первое место — компании или человека?
Утрата доверия. Если сотрудник не признает наличия отношений в ответ на прямой вопрос, всегда возникает опасение, что он может скрывать что-то еще. Наличие доверительных отношений увеличивает риски, связанные с передачей конфиденциальной информации.
Репутационные риски. Если у подчиненного сложились близкие отношения с руководителем и он уверенно поднимается по карьерной лестнице, его профессионализм рано или поздно будет поставлен под вопрос.

Падение морали и поощрение обмана?

Запрет на отношения на работе связан с потенциальными рисками, и об этих рисках бизнес должен говорить открыто. Вопрос определения политики в отношении служебных романов встает перед каждой компанией. Чаще всего внедряется либо полный запрет, либо частный.
Полный запрет — это самая очевидная и простая защита от рисков, связанных с наличием романов на работе. Но, если люди в компании не согласны с таким правилом, они будут вынуждены скрывать свои отношения, что приведет к падению морали и поощрению обмана. Работодатель от таких запретов ничего не выиграет.

Частичный запрет — заводить романы можно всем, за исключением основного руководящего состава — также несет за собой этическую дилемму: нет ли в этом случае нарушения равенства прав и возможностей? Как поступить с тем, кто состоит в отношениях с сотрудником, но при этом действительно успешно строит карьеру и получает заслуженное повышение?

Прозрачные правила игры

Полное игнорирование — прекрасная политика в том случае, если есть стопроцентная убежденность, что никакой роман между сотрудниками не в силах серьезно повлиять на нормальный рабочий процесс.

Если руководство научится чутко реагировать на запросы большинства, прислушиваться к интересам и ценностям своих сотрудников, а также поддерживать необходимые организационные изменения, у компании будет славное будущее.

Мнения кировских предпринимателей о служебных романах

Василий Зонов, директор компании «Ключ Здоровья»:
— Я нейтрально отношусь к служебным романам, поскольку имею собственный опыт. Мой служебный роман, случившийся еще в стенах государственного учреждения, закончился свадьбой, и по сей день я рад этому. 
Первоначально все мы — люди, а уже потом работники и бизнесмены, выполняющие какие-либо функции. Любые отношения — это естественное проявление человеческих чувств. Их не запретить приказом. Вряд ли запрет был бы эффективен, ведь чувства естественны для любого нормального человека. Это природа, и порицать ее мы не имеем права.

Станислав Сырчин, директор ООО ЮК «Вердикт Плюс»:
— У нас в офисе были служебные романы. Если люди действительно увлечены друг другом, то ничего криминального в этом нет (если роман не мешает работе, если в нем нет харассмента, корысти и личной заинтересованности).
Я считаю неправильным, когда человек планирует завести «романтические» отношения с руководителем с целью карьерного роста.
Когда-то давно ко мне подошла сотрудница и сказала, что ей хотелось бы более интересных и высокооплачиваемых дел, за что она готова на отношения, выходящие за профессиональные рамки. Я ей объяснил, что для того, чтобы получать такие дела, нужно соответствовать им по уровню мозгов, а не добиваться их физической близостью с руководителем — как бы мы ни были близки, поделиться своими мозгами я не могу.
К сожалению, часто можно наблюдать, что девушка двигает свою карьеру не головой, а какими-то другими «способами». Как результат, это очень отрицательно сказывается и на работе руководителя, и на авторитете бизнеса или компании.
Но в то же время я знаю множество пар, у которых служебный роман перерос не только в крепкую семью, но и в успешный совместный бизнес. Я не против служебных романов, если отношения искренние и не преследуют корыстных, карьерных целей. Просто нужно понимать, что есть рабочие отношения, а есть личные, и не их нужно смешивать.

Надежда Конышева, коммерческий директор сети клиник «Моя Стоматология»:
— Мы с мужем познакомилась на работе. Скрывать наш роман было невозможно — мы работали в школе, поэтому все было на виду.
Я придерживаюсь позиции, что любые личные отношения не должны мешать выполнению должностных обязанностей. Если люди свободны, симпатизируют друг другу, то почему бы и нет — мы только рады. Если же речь идет о взаимоотношениях несвободных людей, то это уже их личное дело.
В любом случае руководство компании не должно вмешиваться в отношения своих сотрудников. Опять же, если это не разрушает коллектив, то это выбор каждого человека. Однако негативные последствия тоже не исключены. Это риск. Если работник принял решение завязать служебный роман, то он принял его самостоятельно и должен за все последствия отвечать как взрослый и рассудительный человек.

Ольга Лобастова, директор центра активного отдыха «Летучий Корабль»:
— Сама я не имела подобного опыта. Что касается нашей компании, то у нас молодой коллектив и образующиеся пары не редкость. На моей памяти около 4 пар поженились, познакомившись на работе.
В лучшем случае роман закончится свадьбой. Но, если что-то пошло не так, это действительно может очень сильно повлиять на рабочие отношения — происходит нарушение коммуникаций. Любые разрушившиеся отношения — это обиды, недомолвки и нежелание общаться по рабочим вопросам. Это проблема.
У нас в коллективе был случай развода, при этом ребята умудрились выстроить достаточно спокойные рабочие отношения. Они грамотно договорились и мирно расстались — далеко не каждый способен на такой поступок. Это больше зависит от мудрости и рациональности человека. Да, им было нелегко работать дальше в одном коллективе, но тем не менее мы не ощутили никаких проблем.
Моя политика такова: я никак не вмешиваюсь в личные отношения сотрудников и не осуждаю их за это.

Петр Кочетов, операционный директор торговой марки «Сели-Поели»:
— Лично у меня не было опыта романтических отношений на работе.
Когда я работал в одной семейной компании, сделал вывод, что если ты хочешь работать продуктивно, то не нужно пытаться построить бизнес с родственниками или друзьями. Придерживаюсь этой позиции, потому что считаю смешение должностных и межличностных отношений недопустимым.
Как руководитель, могу сказать, что на отношения я смотрю спокойно, пока они не начинают сказываться на статистике. Есть риск, что они закончатся и перерастут в нечто негативное. Это повлечет некую мелкую «месть», ухудшение атмосферы в коллективе, напряженность отношений. Легче управлять сотрудниками, которых не связывают никакие отношения.
В вопросе интриг с ключевыми сотрудниками я придерживаюсь жестких принципов: руководитель, особенно наемный, должен иметь большой авторитет — нельзя позволять себе никаких слабостей. Все тайное рано или поздно становится явным. В лучшем случае ты потеряешь свой авторитет, в худшем — его потеряет твоя компания.
Все сотрудники должны быть равны, а их оценка справедлива и строиться исключительно на результатах работы.

30-03-2020

Комментарии

comments powered by HyperComments