За месяц сайт посмотрели 5 782 посетителя
Опыт регионов

Как проверить контрагента?

Образование: Петербургский университет экономики и финансов; MBA.

Карьера: 2009 г. — «Факторинговая компания «Санкт-Петербург», директор; 2012 г. — «Кофас», генеральный директор.

— Многие компании в России продолжают вести «бизнес по-русски», не гнушаясь откровенными «кидками» партнеров, — Полина Гуща, генеральный директор «Кофас» по России и СНГ (г. Москва)

Вирус в цепи поставок

— В России к вопросу проверки контрагентов подходят довольно специфически. Только минувший кризис заставил многих задуматься к каким последствиям могут приводить задержки платежей. Это как вирус, отражающийся на деятельности всех компаний в цепи поставок. Несмотря на то, что большинство компаний в России сталкиваются с просрочкой платежей контрагентов, только 35% бизнесменов обращаются за профессиональной помощью.

В рамках самостоятельных мер против неплатежей российские бизнесмены практикуют продажи первой партии по завышенной цене, предоставление разного рода неформальных гарантий, основанных на их дружеских связях, привлечение административного ресурса, получение банковского кредита, создание и укрепление позиций собственного штата службы безопасности, и юристов.

В качестве внутренних организационных мероприятий в последнее время большое внимание уделяется созданию полноценной внутренней системы риск-менеджмента:
- создание кредитной политики
- утверждение нормативов и регламентов по работе с дебиторской задолженностью
- определение максимальных кредитных лимитов
- подбор и обучение кредитных аналитиков
- разработка адекватной системы мотивации для этих сотрудников

Все это должно быть четко сбалансировано с общей стратегией компании и не должно вызывать противоречий с интересами, например, коммерческой службы, нацеленной на развитие продаж.

Хорошая отчетность — не показатель

Зачастую проводимые компанией мероприятия позволяют снизить количество просрочек, но не застраховывают от определенных негативных последствий.

Сбить с толку может безукоризненная бухгалтерская и консолидированная отчетности: сейчас существует много способов при фактической неплатежеспособности иметь хорошую отчетность. Кроме того, компания может представлять собой нестабильную группу из аффилированных юридических лиц, такая система сильно снижает транспорентность (финансовую и юридическую прозрачность) компании, что, соответственно, затрудняет получение верной информации о ней. Сопровождается это все отсутствием информации в открытых источниках и нежеланием компаний раскрывать информацию своим поставщикам.

Профессиональной проверкой контрагентов занимаются факторинговые и страховые компании.

Российский бизнес еще не привык к кредитному страхованию. Однако, суммы, которые в результате сотрудничества с недобросовестным контрагентом можно потерять, несоизмеримы с расходами на специализированное обслуживание этих рисков.

Кто владеет информацией, тот правит миром

В нашей компании на первый план выходит задача воссоздания объективной картины финансового состояния предприятий или группы. В основе оценки — уникальная база данных, накопленная «Кофас» за десятилетия. В ней содержится как финансовая информация о предприятиях, так и история их платежной дисциплины.

Ни один поставщик не будет иметь точного представления о своем клиенте, так как видит только свои платежи. Если покупатель платит вашей компании, это еще не значит, что у него все хорошо. Вы не узнаете, что, например, в адрес других поставщиков уже начались просрочки. Как правило, такая ситуация встречается чаще всего. Компании не задумываются о надежности контрагента пока все хорошо и получают убытки, которые казались абсолютно непредсказуемыми по самым надежным своим покупателям. Часто наши клиенты от нас узнают, что их покупатель, например, подал на банкротство.

На первоначальном этапе мы проводим оценку финансовых данных компании-дебитора. Далее занимаемся мониторингом риска, в который входит следующие действия:
- изменения в структуре собственников либо деятельности (реорганизация, ликвидация, и т.п.);
- обновление финансового анализа;
- мониторинг платежной дисциплины;
- анализ текущего состояния сектора;
- мониторинг существенных рисков;
- ведение текущего статуса «убыточности» по стране/сектору

Оценка российского бизнеса — очень сложная задача. На практике кредитное страхование оказывается дешевле банковских гарантий, аккредитивов и факторинга.

Комментарии

comments powered by HyperComments