За месяц сайт посмотрели 5 782 посетителя
Персона

Откройте городу лицо!

Дмитрий Драный

29.10.1972 г.

ВГСХА, факультет механизации сельского хозяйства, факультет экономики и управления, муниципальное государственное управление.

С 1990 г. — Кирово-Чепецкое управление строительства, слесарь по ремонту ДСМ и тракторов, старший механик УСМ;

с 1997 г. — «Нововятское дорожное Управление №6», начальник гаража;

с 2005 г. — МУПП «Гордормостстрой», технический директор, генеральный директор;

с 2011 г. — заместитель главы администрации г. Кирова;

с 2012 — 2014 гг. — глава администрации г. Кирова;

с 2015 г. — ОАО «Стромит», генеральный директор.

Не люблю, когда чиновники называют жителей населением, — Дмитрий Драный, экс-глава администрации г. Кирова, генеральный директор
ОАО «Стромит»

Аварийная история

— Моя семья переехала в Кировскую область в средине 80-ых, до этого мы проживали в закрытом уральском городе, полностью обеспеченном красивой социальной инфраструктурой. После того как мы попали в Кирово-Чепецк, а затем Киров, стало очевидно, что город активно развивается в послевоенные годы и имеет ряд особенностей, о которых поговорим далее.

Если уйти в историю, то Кирову в этом смысле не повезло, потому что основное строительство происходило в голодные послевоенные годы и наш город, увы, не получал должного внимания по обеспечению качественным строительным материалом. Что мы видим сегодня: большинство построек послевоенных лет имеет ветхое аварийное или предаварийное состояние: это слабые фундаменты на наших не совсем стабильных грунтах, это колодцевая кладка стен, заполненная шлаками и в результате воздействия влаги и температур пришедшая в пылевидное состояние. Такие примеры мы увидели при реконструкции детского сада №20, школы №28, в Нововятске, где упала стена детского дома-интерната, а также в пос. Лянгасово при обрушении стены жилого дома. Это последствия экономии при строительстве. Поэтому мы понимаем, что в течение 10 лет очень большой процент жилого и социального фонда в г. Кирове переступит черту аварийного состояния и потребует серьезных вложений в реконструкцию и замену.

Продолжая эту тему, хотелось бы напомнить, что город Киров трансформировался в фактически полумиллионник во время Великой Отечественной войны. В 1940 году в городе проживали около 200 тысяч человек, в 43-м после эвакуации заводов — уже более 400 тысяч жителей. Это и вызвало интенсивное строительство в послевоенные годы, которое сложило картину развития современного города Кирова.
В послевоенные годы строительство жилых микрорайонов в городе велось вокруг градообразующих предприятий («Авитек», «Лепсе, завод «1 мая», «Сельмаш», «Лыжный комбинат», «Механический завод»). Киров начали возводить в камне, стали исчезать деревянные частные дома и бараки, появились центральные магистрали, такие как Октябрьский проспект, улицы Воровского,  Московская и т.д. Связующей нитью в городе стали появившиеся во время войны (в 1943 г.) троллейбусные  маршруты. Они стали одним из первых цивилизованных видов общественного транспорта. Это был первый шаг к развитию городской среды.

Урбанизация неизбежна

Я очень много времени провожу за рулем автомобиля: вижу на протяжении десятков лет, где появляются проблемы в городе и как их можно решать. Мне повезло: начиная с 2005 г. я являюсь активным участником принятия решений по развитию города на отдельных участках. После работы в администрации начал заниматься, фактически на общественных началах, созданием среды по урбанистическому развитию города. Мы с коллегами пришли к выводу, что чиновнику некогда заниматься стратегией города из-за большого объема рутинной (бумажной) работы, она не позволяет ему оторвать голову от решения существующих проблем в городском хозяйстве. Несмотря на такое отношение органов исполнительной власти, я не приемлю, когда чиновники называют жителей населением. Чиновник пришел служить народу, создавать ему комфортные и безопасные условия проживания. Поэтому проблемами развития  малых городов, а также моногородов, по большому счету, никто не занимается. Сегодня в Кирове существуют только генпланы, закрепляющие фактически только на бумаге территории застройки, а стратегии на десятки лет вперед нет. 

Городская среда сегодня

Традиционно в городе инфраструктура не успевает за застройкой территорий. Например, микрорайон Солнечный берег находится на бывших федеральных землях, которые были предоставлены фондом развития жилищного строительства. После продажи данного участка земли под комплексное освоение город получил достаточно серьезную проблему — это неразвитая улично-дорожная сеть,  которую пришлось решать за счет средств городского, областного бюджетов. Хорошо, что на тот момент действовала федеральная программа, которая помогла застройщику в решении данных вопросов. Тогда полностью отсутствовала социальная инфраструктура: не было детских садов, а школа №70 в связи с развитием соседних территорий была катастрофически перегружена. Город вынужденно опаздывал за развитием жилищного строительства, так как ему нужно было возводить еще 2 детсада и школу. Благодаря федеральным программам удалось избежать социального взрыва. Если бы администрация города в них не попала, то получилась бы ситуация, когда одна рука продает, другая зарабатывает, а третья за это все отвечает.

Ни в одном регионе России нет примеров, когда без социальной нагрузки компания заходит на стройплощадку и возводит жилые объекты. Так, в соседнем Татарстане есть фонды, которые помогают развивать территории для застройщика — проводят магистральные дороги, сети непосредственно к участку строительства и т.п. Сегодня застройщики должны понимать, невозможно зарабатывать, не вкладывая в развитие инфраструктуры. Но для того, чтобы правила игры были понятны для всех, в Кирове должна быть принята четкая стратегия развития города, проработанная по современным требованиям урбанистики, включающим в себя все этапы развития социальной, рекреационной и транспортной инфраструктуры. Только так усилия по развитию жилищного строительства не принесут урона и не создадут проблем для жителей города.

Дефицита земли в Кирове нет, есть другая сторона этой медали — цены: все хотят сэкономить на своих затратах, например, дешевле купить участок в центре города и заработать максимальную маржу за счет существующей развитой инфраструктуры. Если правила игры  на этом рынке позволяют делать такие исключения, то политика администрации города и дальше будет получать негатив, который мы сегодня видим в СМИ.

Сейчас градостроительная деятельность города начала меняться в лучшую сторону. Так, с 2014 года вступили в силу более жесткие регламенты, определяющие плотность застройки, взамен действующих на территории города правил РНГП (ред. региональные нормы градостроительного проектирования), которые не отражали всей проблематики Кирова. 

Простые решения

Примеры неэффективного развития городской среды можно продолжать и дальше. Все знают о проблемах существующих при освоении федеральных земель в южной части города, например, в Урванцево, Чистых прудах, северной части города — это район ДСК, Красного Химика, спальных районов — юго-запад, Нововятский, где обеспеченность инфраструктурой крайне низкая. На эти территории давно пора обратить внимание и принять решения по созданию транспортной и коммунальной инфраструктуры на ближайшие 5 лет.

Соединение спальных районов с центром города можно решать разными способами. Например, глобальные, такие как строительство путепровода в Чистые пруды. Конечно, при многомиллиардных вложениях он позволит решить на ближайшие годы проблемы доступа в южную часть города. Это очень важный проект, который всеми силами надо поддерживать. Кроме того, строительство полукольцевой и впоследствии кольцевой автодороги, так называемый, Западный обход, возведение третьего моста через реку Вятку — это все проекты, реализация которых требует колоссальных финансовых вложений, и они невозможны без участия федерального бюджета.

Есть и более простые способы разрешения накопившихся проблем: внесение изменений в организацию дорожного движения на проблемных участках и перекрестках. Они требуют минимальных вложений, с точки зрения, бюджета или  могут быть решены за счет средств местных бюджетов и активных участников строительного рынка. Примером можно назвать решение транспортного коллапса на площади Лепсе путем строительства там двух подземных переходов. Цена вопроса: около 30 млн рублей и изменение цикла движения по 3 перекресткам с бюджетом еще в несколько миллионов рублей. Это позволит снять проблему пробок в часы пик на данном участке.

Также предлагалось рассмотреть модель организации одностороннего движения по двум связывающим юго-западный район с центром улицам — Московской и Воровского — с возможностью организации или реверсивных, или выделенных полос для общественного транспорта в отдельных направлениях. Аналогичные примеры организации движения сейчас мы видим в городах-миллионниках, таких как Уфа, Пермь и т.д. Для реализации всех накопившихся проблем с максимально эффективным, недорогостоящим использованием средств местных бюджетов мы вышли с инициативой о создании комитета по решению проблем урбанистики в Кирове на базе опорного ВУЗа ВятГУ. В нем будут принимать участие заинтересованные стороны для выработки максимально эффективных экономических и технически обоснованных решений. Предполагается участие администрации города, правительства области, технических специалистов (инженеров-проектировщиков) и продвинутых общественников, обладающих знаниями и опытом решения таких проблем в других городах России и зарубежных странах. 

Вид на миллион

Другой не менее значимой задачей в развитии современного города является  сохранение исторического облика. Кирову (Вятке) очень повезло: на протяжении последних трех десятилетий мы сохранили (не разрушили) облик исторической части города. Сегодня ведется работа по преданию этим территориям статуса зоны исторического поселения. Это понятие включает в себя не только сохранение архитектурных памятников, но и видов, панорам, имеющих историческую значимость. Здесь очень важно не перейти грань разумного сохранения баланса старых архитектурных памятников и новых строительных объектов. 

Важно при застройке пустующих территорий, например, полуостров Вересники, сохранить панорамный вид на такие памятники, как территория Трифонова монастыря и, в целом, высокого берега реки Вятки, который мы видим на старинных гравюрах. В ближайшее время при реконструкции зданий в центре в районе улицы Московской, необходимо восстановить архитектурный ансамбль вятского кремля со шпилями и куполами, утраченных церковных памятников. Это позволило бы создать «Вятскую Жемчужину», с точки зрения привлекательности для туристов! Так количеством сохраненных объектов, как у нас, может похвастаться далеко не каждый город в стране. В этом мы и являемся уникальными.   

Сохранение истории города, истории архитектуры позволит привить любовь к родному городу у подрастающего поколения. Любое урбанистическое развитие — это создание комфортной среды, которое должно улучшить качество жизни горожан.

Уважаемые жители! Нам важно услышать ваше мнение о принципах развития как отдельных территорий, так и общей концепции г. Кирова. Свои предложения можно оставлять в специально оборудованном ящике в центральном холле ВятГУ, также их можно направить на электронную почту Общественной палаты региона opko43@opko43.ru.

11.08.2016

Август 2016 №8 (93)

Комментарии

comments powered by HyperComments