Школа управления
Февраль 2017 / №2 (99)

7 шагов, чтобы провалить старт-up (0+)

Какие ошибки не стоит совершать при создании бизнес-модели — рассказал журналу «Бизнес Класс» Денис Исмаков, бизнес-тренер (г. Москва)

7 шагов, чтобы провалить старт-up

Какие ошибки не стоит совершать при создании бизнес-модели — рассказал журналу «Бизнес Класс» Денис Исмаков, бизнес-тренер (г. Москва)

1

— При создании своего бизнеса многие начинающие предприниматели не задумываются над мониторингом своего продукта или услуги. Понравится это клиенту или нет? Элементарный вопрос! Надо осознавать, что сегодня большинство бизнесов создаются либо с целью мультипликации, либо выхода на широкие рынки сбыта. Иначе в какой-то момент конкурентная компания просто переедет вас катком.

2

Прежде чем приступить к капитализации бизнес-идеи многие сомневаются, стоит ли провести экспертизу. Ее проводят лишь единицы, утопически считая, что эта процедура стоит безумных денег. Вовсе нет! Мнение эксперта можно получить на любой дискуссионной площадке предпринимателей, на форуме или при личной консультации. Ментальная ловушка для начинающего предпринимателя — боязнь кражи своей идеи. Поверьте, она ничего не стоит! Огромных денег стоит как раз бизнес-модель — инструмент, с помощью которого и происходит монетизация. Это ответ на самый главный вопрос: как организация намеревается «сделать» деньги. 

3

Важно иметь возможность общаться с потенциальным клиентом. Не всем удается понять, за что клиент будет покупать товар. Поэтому очень важно сделать проверку качества своей бизнес-модели и ответить на вопросы:

  • знаю ли я, кто (или что) будет нашим главным конкурентом (прямым или косвенным)?
  • знаю ли я, в чем уникальность услуг (продукции) конкурентов?
  • действительно ли наши услуги (продукция) уникальны на фоне конкурентов?
  • есть ли у нас ниша, в которой мы будем вне конкуренции?
  • есть ли у нас уже сейчас ресурсы, которые обеспечат нам уникальность?

4

Смешанная финансовая система при бизнес-моделировании мешает вашему бизнесу. К сожалению, эту ошибку совершают все чаще и чаще. Нельзя смешивать два кошелька: свой личный и бизнеса. В конечном счете баланс просто не сойдется. Казалось бы, что тут такого: берешь из кассы деньги в счет зарплаты. А как вы потом будете оптимизировать свою бизнес-модель, когда решите, например, сделать франшизу или найти инвестора для расширения бизнеса? У вас просто не будет прозрачных цифр.

5

Уходя от барьеров, многие бизнесмены думают, что поступают правильно. Основная проблема бизнес-модели — это отсутствие в ней ошибок. Не нужно идти по пути, который кем-то был протоптан. В работах доктора Александра Остервальдера приведен пример универсального шаблона бизнес-модели (см. инфографику). Это схема вашего бизнеса, в которой в одну систему вписаны три главных вопроса: 

  • что и как делаем?
  • для кого делаем?
  • за что и каким образом нам будут платить клиенты?

Наиболее распространенные бизнес-модели сегодня:

  • прямые продажи (B2B, B2C, P2P, B2G, G2B)
  • модель «приманки и крючка»
  • посредническая бизнес-модель
  • регулярное обслуживание (подписка, абонентское обслуживание)
  • франчайзинг

В IT-сфере есть и свои специфические бизнес-модели. Среди них, например, Freemium, транзакционная модель, рекламная модель, продажа виртуальных товаров, продажа контента, информационное посредничество и др. 

6

Попытки вести все дела самостоятельно, например, маркетинг, продажи, управление персоналом, менеджмент, превращаются в пытку рано или поздно. Происходит «выгорание» на работе. Делегирование полномочий возможно тогда, когда руководитель еще не загнал себя в угол большим количеством неразобранных задач. Синдром «отличника» мешает нашему малому бизнесу! Лучше ошибиться на начальном этапе, где риски меньше, чем упасть со скалы и больше не подняться. Впрочем, безусловно, выбирать партнеров и помощников нужно тщательно.

7

Недоверие к аутсорсингу — мешает масштабировать бизнес. В бизнес-модели по Остервальдеру уделено много внимания взаимодействию с клиентами. Чтобы коммуникация не страдала, необходимо органично распределить все обязанности, тем самым увеличить свою результативность. Личный ассистент или помощник упростит эту задачу. В Европе это очень эффективный инструмент у предпринимателей. В России это направление также нашло свое развитие. Ассистентов называют trouble-shooter (убийцы проблем). Про них даже ходит такая метафора: «фирмы, которые вычищают крошки в постели предпринимателей». Они действительно находят эти крошки. Фактически эти помощники проводят глубокий анализ работы компании и указывают на то, что отнимает у бизнесмена силы, время, за что он переплачивает. Персональный ассистент — не посредник! Его задача как раз найти «дешево и качественно», чтобы появилась та самая дельта, благодаря которой бизнес будет развиваться и зарабатывать.

Оформить подписку на печатный журнал
Подписка на печатный журнал
Бесплатную подписку можно оформить только первому лицу компании