За месяц сайт посмотрели 5 782 посетителя
Школа управления

Почему уходят новички

5 причин ухода «зеленых» сотрудников из вашей компании, — Вера Лихачева, бизнес-тренер по продажам и сервису.

1. Собеседование — двусторонние переговоры или аукцион?

Пример из жизни. На собеседовании:

— Вы умеете работать на компьютере?

— Да.

По факту оказалось: претендент не умеет работать на ПК, но видел, как он включается и выключается.

Хотелось бы, чтобы это был анекдот, но это реальная история. Легко обмануться, не проведя качественное собеседование. С другой стороны, легко «продать» желание работать в компании, предоставив претенденту ложные факты. Собеседование — трасса с двусторонним движением: мы выбираем кандидата в сотрудники, кандидат выбирает компанию.

Рекомендация:

Проводите собеседование так, будто вы отбираете свое доверенное лицо: узнавайте разные факты, которые не отражены в резюме, задавайте каверзные вопросы. Чем детальнее и строже отбор на входе, тем ниже вероятность раннего ухода сотрудника.

Не бойтесь, что претендент поймет вас неправильно и уйдет. Это лучше, чем вы возьмете на работу не того человека. Считаю, что задавать можно любые вопросы, а вот давать ответы на любые вопросы не надо.

2. Первый рабочий день в компании — решающий

Из диалога с сотрудником, отработавшим в компании один день:

— Я больше туда не пойду.

— Почему?

— Там никто не занимается новичками, некому задать вопрос.

— Тебя не встретили?

— Встретили, показали рабочее место, которое было не готово к работе. Пришлось идти в магазин, покупать необходимые для работы вещи. Мне даже не отдали за них деньги. Конечно, они стоили недорого, но сам факт…

Именно в первый рабочий день сотрудник решает, хочет он работать в этой компании или нет. Задумайтесь: как вы встречаете нового сотрудника? Как готовите персонал отдела, рабочее место? Кто отвечает за восприятие новичком компании?

Рекомендация:

Считайте, что новый сотрудник — это желанный гость в вашем доме. Как принято встречать гостей? С радостью. С экскурсией по дому и знакомством с членами семьи и другими гостями. Желанному гостю всегда предлагается чай и угощение. А вы даете сотруднику чашку, чай и сахар или бутылку воды в первый рабочий день?

Считается, что текучесть персонала в пределах 5-7% — норма и благо.

Что можно и нужно сделать на работе перед приходом новичка в первый рабочий день?

▸ подготовить сотрудников отдела, исключить «дедовщину». Даже в современных компаниях бывает, что новичка отправляют в магазин купить что-то для обеда «старичков»;

▸ подготовить рабочее место: стол, стул, компьютер, канцтовары;

▸ провести экскурсию по компании: познакомить с отделами и сотрудниками, показать расположение ключевых локаций — кабинет руководителя, гардероб, столовая, туалет;

▸ назначить куратора, к которому можно обращаться по всем вопросам;

▸ выдать список внутренних телефонов сотрудников и необходимую документацию;

▸ принять документы для оформления договора и поздравить с первым рабочим днем;

▸ выдать задание на день/неделю/испытательный период;

▸ назначить время и провести встречу по итогам и впечатлениям от первого рабочего дня.

3. Испытательный период

Многие уходят из компании в первые дни, потому что им скучно и неинтересно либо их нагрузили таким объемом работы, что возникла паника.

С первого рабочего дня начинается период адаптации на рабочем месте. Кто будет куратором новичка? Кто введет в работу? В какое время планируются контрольные встречи для отчетов, вопросов и получения обратной связи? Готовите ли вы письменные задания новичку на испытательный период и жесткие даты и время встреч с куратором? То, что хотите получать от сотрудника в течение всей его работы, демонстрируйте ему в испытательный период.

Рекомендация:

Выбирайте куратором новичка того, кто любит делиться опытом. Руководитель — не лучший куратор для новичков: его задача давать результат. Вновь пришедшим нужно уделять достаточно времени, поэтому лучше эту функцию делегировать рядовому сотруднику.

Чтобы избежать осложнений при увольнении, ставьте задачи письменно под роспись новичка. Отчеты также принимаются в печатном виде.

Интересуйтесь эмоциональной стороной адаптации и отношениями в коллективе, находите плюсы в работе и хвалите за них. Аккуратно корректируйте ход выполнения заданий.

Испытательный период — время, когда и сотрудник, и компания показывают себя с лучшей стороны. Адаптация — как конфетно-букетный период ухаживания. Вкладывайте время в новичков, дивиденды стоят того.

4. Приходят в компанию, уходят от руководителя

Приходят на собеседование благодаря репутации компании. Увольняются по разным причинам, чаще всего это связано с руководителем. Непонятно, что делать на работе в первые дни, — значит, руководитель был занят другим и ему было не до постановки задач. Плохие отношения в отделе — значит, руководитель не подготовил сотрудников к приходу новичка.

Рекомендация:

Спросите себя и своих сотрудников, чего им не хватало в первые рабочие дни, недели.

Составьте список рекомендаций и следуйте ему в работе с новичками.

5. Карьерный рост — когда и как говорить о перспективах

Новички — это люди с амбициями, желаниями, требованиями. Задача руководителя или службы персонала — как можно раньше показать перспективы работы в компании.

Что нужно, чтобы сделать карьеру, перейти в другой отдел, повысить зарплату. Не все сотрудники хотят идти вверх по лестнице, при этом каждому приятно знать, что у него есть такая возможность.

Рекомендация:

Почему уходят новички? Потому что нам, руководителям, жаль на них времени. Мы часто говорим себе: покажет результат, тогда и буду инвестировать в него. Бывает даже, что банковская карта еще не оформлена, а за зарплатой новичка никто не пригласил. Молодой сотрудник в компании — чья это ответственность? Это ответственность каждого руководителя компании и культура отношения, проявленная каждым работником.

От вас ушел новичок? Не страшно, если своевременно выявлять причины, делать выводы и принимать меры по удержанию сильнейших и лучших. Воспринимайте новичка как младенца, которого надо учить делать правильные шаги в компании, и как желанного гостя, которому вы рады и на которого у вас всегда есть время.

16.11.2015

Ноябрь 2015 №11 (84)

Комментарии

comments powered by HyperComments