За месяц сайт посмотрели 5 782 посетителя
Школа управления

Скажи мне свой EQ

— И я скажу, какой ты управленец, — Татьяна Васильева и Антон Главатских, исполнительный директор и руководитель проектов компании EQuator (Санкт-Петербург)

Антон Главатских

Дата рождения: 30.10.1987 г.
Образование: Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, информатик-экономист.
Карьера: 2006-2009 гг. — AIESEC, вице-президент по работе с партнерами, с 2010 г. — консалтинговая компания BitoBe, руководитель проектов, 2011-2012 гг. — руководитель проекта «Российская конференция по эмоциональному интеллекту» (организатор — Equator), с 2010 г. —  EQuator, бизнес-тренер.

Татьяна Васильева 

Дата рождения: 31.10.1983 г.
Образование: Санкт-Петербургский государственный технологический институт, инженер-механик, институт психологического консультирования «Новый Век», психолог-консультант.
Карьера: с 2007 г. — «Северный Дом», руководитель отдела, с 2008 г. — EQuator, бизнес-тренер, с 2010 г. — руководитель отдела продаж, с 2012 г. — исполнительный директор.

Бизнес-интуиция

Татьяна: - Что за странное словосочетание «эмоциональный интеллект»? Зачем это мне? Как понять, нужно ли его развивать? И почему тема эмоционального интеллекта столь стремительно набирает популярность? Менеджеры по персоналу уже собираются на конференциях, обсуждая, как развивать EQ у своих сотрудников, а руководители пока настороженно приглядываются к очередной модной теме.

Антон: - Могу назвать причины, почему так важен EQ. С каждым годом мир меняется все быстрее. Чтобы представить это, задумайтесь: за ближайшие 100 лет мы пройдем прогресс, равный приблизительно предыдущим 20 000 лет. Что это значит для руководителя? Растет скорость принятия решений, причем в условиях недостатка информации (времени, чтобы собрать всю необходимую информацию, не хватает). А интеллект не справляется: неокортекс, та часть мозга, которая отвечает за рациональность, появилась в процессе эволюции последней и функционирует медленнее более древних отделов (например, эмоциональных).

C помощью информации от эмоциональных центров мы можем принимать более качественные решения. Речь идет о том состоянии, когда «я точно каким-то местом знаю» или «чувствую», что необходимо делать (или чего делать никак нельзя). Раньше мы еще позволяли себе пренебрегать этой информацией, так как было время на исправление ошибок, но при современных скоростях не можем ее игнорировать.

Татьяна: - Когда ты все время находишься в условиях неопределенности — эмоциональная нагрузка растет. Делегировать задачи и больше успевать тоже мешают эмоции — опасения типа, справится ли подчиненный с поставленной задачей.

Сейчас очень серьезно меняется концепция управления людьми в целом. От «винтика в машине», системы «кнута и пряника» и работы «с 10 до 18» мы переходим к «развитию потенциала», «борьбе за таланты», «коучингу» и «командной работе».

Ваши сотрудники хотят не просто ходить на работу за деньги, а развиваться, решать интересные задачи, поддерживать хорошие отношения и вообще получать удовольствие. Одна из причин задуматься о своем EQ - высокая конкуренция за персонал на рынках и изменение отношения к работе в целом.

Мотивируй на эмоции

Татьяна: - Когда мы говорили об этом на тренинге, один руководитель искренне возмутился: «Это что же, я еще и должен отвечать за то, чтоб они на работе удовольствие получали?!» Если хотите, чтобы производительность сотрудников была выше — да. Работа руководителя уже давно не вписывается в рамки классического цикла: постановка задачи — контроль — анализ.

Ни одна система мотивации не может заставить человека работать на пределе своих сил и возможностей на благо компании. Однако это могут сделать его собственные эмоции, недаром слова «мотивация» и «эмоции» происходят от одного латинского корня motere («двигаться»).

Антон: - Бизнесмену очень важно научиться управлять и своими эмоциями, чтобы сохранять и драйв, и умение радоваться жизни. А единственный способ, которым владеет большинство, — подавление эмоций. Подавленные эмоции, как известно, никуда не исчезают: человек рано или поздно либо срывается (причем часто на самых близких людей), либо заболевает, теряет вкус к жизни и работе, силы и энергию. Научитесь быстрым и простым способам управления эмоциями, например, умению переключаться, поскольку времени на многочасовые медитации и длительный отдых, опять же, нет.

Как развить эмоциональную компетентность

Антон: - Я предпочитаю говорить даже об эмоциональной компетентности, а не об эмоциональном интеллекте. Компетентность — это то, что можно и нужно развивать. Причем не только на тренингах, но и самостоятельно.

Татьяна: - Первый шаг можно сделать уже сегодня: например, установите в телефоне напоминалки, по 1-2 на каждый день. И когда напоминалка срабатывает, вы осознаете, что чувствуете в этот момент (и очень часто этого становится достаточно для того, чтобы справиться с этой эмоцией).

Понаблюдайте за своими сотрудниками. Как они работают в хорошем настроении, и как — в плохом. Задайте себе вопрос, что вы можете сделать, чтобы эмоциональное состояние ваших подчиненных помогало им лучше работать?

Кстати, вопреки традиционным представлениям страх — далеко не лучший мотиватор. Он мотивирует бежать или прятаться — это не те действия, которые позволяют достигать чего-то.

Радость тоже мотивирует людей не на работу. По большому счету, она вообще ни на что не мотивирует. Эта эмоция свидетельствует об удовлетворенности потребностей. А когда мои потребности удовлетворены, у меня нет необходимости куда-то двигаться и что-то делать.

Что же тогда мотивирует? Вспомните себя: когда вы работали очень эффективно, чувствовали себя в наилучшем рабочем состоянии? Это называют «драйвом», «энтузиазмом», «азартом». В нем есть радость, но не только. Добавляется некоторая доля агрессии — той здоровой злости, которая реально помогает чего-то добиться. Именно сочетание радости со здоровым раздражением помогает нам сворачивать горы.

Но нужно лишь небольшое раздражение. В сильном сотрудники будут не эффективны. Вообще, любые сильные эмоции отключают логику и мешают работе. Поэтому если раздражение слишком сильное, руководителю важно уметь его снижать. А если люди слишком довольны или, наоборот, в коллективе царит уныние, найдите способ раззадоритьсотрудников. Например, поставьте новые воодушевляющие цели или предложите «порвать» конкурента.

Обратите внимание на тот же самый фактор и в своей работе. Какие эмоции помогают вам больше успевать? А какие мешают? Уже само понимание эмоциональных процессов в вашей работе поможет успешнее ими управлять.

Чтобы определить, какими навыками эмоционального интеллекта вы уже владеете, а какие нужно развивать, пройдите тест, приведенный ниже. Ключевые навыки EQ в нашей концепции: осознание и понимание своих эмоций и эмоций других людей, управление своими эмоциями и эмоциями окружающих.

Определите степень владения каждым навыком EQ по шкале от 1 до 10. Затем суммируйте результаты ответов. Оценка 10 — полное совершенство во владении навыком, оценка 1 — полное отсутствие навыка. Более объективной оценка будет, если вы попросите кого-нибудь из своих знакомых и коллег заполнить тест, насколько, по их мнению, вы владеете тем или иным навыком.

Осознание своих эмоций

10
1
Обращаете внимание на свое эмоциональное состояниеНе обращаете внимания на свое эмоциональное состояние
В каждый момент времени точно определяете, какую эмоцию испытываете

Не можете определить свое эмоциональное состояние


Осознаете изменения в своем настроенииНе замечаете, когда ваше эмоциональное состояние изменяется
Можете определить причину возникновения эмоции

Не задумываетесь о причинах эмоции


Понимаете, какими ощущениями в организме сопровождается эмоция

Не можете сопоставить эмоцию и ощущения в теле


Понимаете, как эмоция скажется на вашем поведенииНе осознаете последствий влияния эмоций на свое поведение
Понимаете, когда эмоция переходит уровень интенсивности, при котором вы еще способны ею управлятьНе замечаете, когда «взрываетесь»
Учитываете свои эмоции при принятии решений или каком-либо выборе

При принятии решений обращаете внимание только на факты, цифры и аргументы


Осознание эмоций других людей

10
1
Обращаете внимание на эмоциональное состояние других людейНе имеете представления о том, что чувствуют другие люди
Замечаете изменения в эмоциональном состоянии людей

Не замечаете, когда настроение окружающих меняется


Понимаете, какие эмоции испытывает человекЭмоции другого человека для вас — загадка
Осознаете, как ваши слова и действия меняют эмоциональное состояние человекаНе способны определить, как ваши слова или действия меняют состояние человека
Можете определить общую атмосферу в группе людейНе ощущаете эмоциональное состояние в коллективе
Замечаете, когда человек начинает сердитьсяНе замечаете, когда собеседник «заводится»
Замечаете, когда ваши слова или действия расстраивают партнераНе замечаете, если своими словами и действиями обижаете людей
Можете предположить причины эмоционального состояния партнер

Не понимаете причин эмоций других людей


Можете предположить, как эмоция повлияет на поведение человека

Не способны спрогнозировать, как эмоция человека отразится на его поведении


Управление своими эмоциями

10
1
Берете ответственность за свои эмоции и считаете, что можете ими управлятьСчитаете, что ваши эмоции связаны с обстоятельствами и управлять ими невозможно
Принимаете все свои эмоцииПринимаете только некоторые эмоции
Предполагаете, как событие повлияет на ваше настроениеИзменение эмоций из-за каких-то событий — сюрприз для вас
Можете изменять интенсивность эмоцииНе можете управлять интенсивностью эмоций
Управляете эмоциями с помощью своего телаНе используете тело для управления эмоциями
Управляете эмоциями, изменяя отношение к ситуацииКатегоричны в оценке ситуации
Можете снижать уровень негативной эмоции

Не контролируете нарастание негатива


Способны вызвать в себе необходимые эмоцииНе можете вызывать в себе необходимые эмоции
Способны вызвать в себе драйв, энтузиазмНе способны мотивировать себя на работу
Поддерживаете положительный настрой, даже если дела не идутЗатрудняетесь изменить негативное эмоциональное состояние

Управление эмоциями других людей

10
1
Осознанно влияете на интенсивность эмоций другого человекаНе в состоянии повлиять на эмоции другого человека
Умеете говорить комплименты и «добрые слова»

Необходимость сказать комплимент вызывает затруднения


Когда другой человек испытывает сильный гнев, можете успокоитьКогда успокаиваете заведенного человека, тот раздражается еще больше
Когда люди ссорятся, способны снизить их эмоциональное напряжение

Не можете управлять чужим агрессивным взаимодействием


Можете поднять дух усталого или расстроенного человекаНе способны взбодрить окружающих, если те расстроены
Можете словами или действиями вызвать позитивную эмоцию в людяхНе можете намеренно вызвать драйв и энтузиазм в других людях
Умеете сообщить неприятную информацию так, чтобы сохранить максимально ровное состояние человекаСообщая неприятную информацию, вызываете сильные негативные эмоции у адресата
Можете разговаривать с людьми об их эмоциях

Не умеете разговаривать об эмоциях


Результаты:

1. Более 280 — высокий уровень EQ. Ваши отношения с людьми содержательны, вы используете свои эмоции и интуицию для того, чтобы понять их и окружающий мир. При этом, если вы набрали более 300 баллов, спросите себя, насколько честно отвечали на вопросы теста. Такой результат (так же, как и оценки 10 в каждом из пунктов) встречается очень редко по итогам оценки других людей.

2. От 140 до 280 баллов — средний уровень EQ. Какие-то навыки EQ у вас развиты достаточно хорошо, но многие еще можно совершенствовать. Работайте над проявлениями своих эмоций, обращайте внимание на их физические симптомы и на свое настроение, ищите их причину. Будьте толерантны к себе, поскольку постоянная война с собой порождает множество негативных эмоций.

3. Менее 140 баллов — не очень высокий уровень EQ. Это не значит, что у вас отсутствуют эмоции, просто вы пользуетесь ими очень ограниченно. В результате возникает напряженность в ваших отношениях с собой и с другими людьми. Хотя, возможно, вы чересчур самокритичны. Попросите кого-нибудь из ваших близких или коллег заполнить тест о вашем уровне EQ, и сравните результаты.

Комментарии

comments powered by HyperComments