Школа управления
Февраль 2020 / №2 (133)

Собственник и топ-менеджеры: риски отношений (0+)

80% — опрошенных компаний имеют управляющего (топ-менеджера). 20% — ведут бизнес сами

Собственник и топ-менеджеры: риски отношений

80% — опрошенных компаний имеют управляющего (топ-менеджера). 20% — ведут бизнес сами

Сознательно разрушить бизнес собственника — это преступление

Ян Чеботарев, юрист, правозащитник: 

— Сознательно разрушить бизнес собственника — это преступление, оно наказывается по 201 статье УК РФ. Срок лишения свободы
до 10 лет. В моей практике такие случаи встречаются редко.

Чаще бывает, что управленцы ошибаются неосознанно, просто переоценивая собственные силы, по причине слишком больших полномочий и при отсутствии должного контроля со стороны бенефициара бизнеса. Как вариант, можно возложить миссию контроля на бухгалтерию, которая ведет учет сделок и в курсе всех финансовых операций. Кроме того, можно прописать в трудовом договоре сокращенный функционал директора, чтобы ограничить его полномочия. И расширять их только по мере роста вашего доверия к нему. Если у вас крупная компания, с большими активами, можно потребовать, чтобы будущий директор предоставил банковскую гарантию — застраховал свою ответственность. Однако чаще подобное условие используют в акционерных обществах. Пожалуй, это единственные юридические гарантии, которые можно получить.

Но, кроме них, есть здравый смысл. Всегда руководствуйтесь первой библейской заповедью: «Не искушай ближнего своего». Если собственник полностью устраняется от управления, он перестает быть собственником.

В утечке коммерческой информации и сливе клиентской базы чаще виновны не топ-менеджеры, которые напрямую замотивированы в процветании компании, а руководители среднего звена (например, директор по снабжению, руководитель отдела сбыта). Если они чувствуют себя недооцененными, то вполне способны организовать свой «подпольный бизнес».

В моей практике был пример, когда начальник сбыта одного из кировских предприятий украл базу клиентов, а потом попытался открыть свою, подобную фирму.

Приговор — 3 года лишения свободы.

Рост авторитета топ-менеджера — риск для амбиций собственника

Павел Сырцев, учредитель рекламного агентства «Дизайн-Экспресс», Кировской областной типографии:

— Если авторитет топа в компании выше, чем собственника, то это нормально. Но не должно быть двоевластия. Проблемы возникают, когда собственник мешает работать директору. Пример из жизни: в определенный момент собственник одного из кировских предприятий посчитал, что его руководитель слишком много зарабатывает. При этом сама компания была достаточно успешной, оборот более 500 млн рублей в год. Владелец уволил этого управляющего. В итоге предприятие потеряло рынок и пришло к банкротству через 3 года. Какой вывод? Всегда нужно четко понимать правила игры! Регулярно общайтесь со своими директорами, вносите корректировки, больше мотивируйте. Нельзя забывать и про коллектив.

Есть примеры, когда директор открывает параллельные компании, переводит все обороты с одного юридического лица на другое. Контролируйте! Практика показывает, что правоохранительные органы не заинтересованы в работе с юридическими лицами.

Пусть собственник остается в тени. Да, значительный рост авторитета топ-менеджера — это риск для собственника, но только для его амбиций. Доверие — вот, что точно нельзя терять. Хотя старая народная мудрость гласит: «Доверяй, но проверяй!»

Лучше обращаться в компании по подбору персонала и проверять на полиграфе

Сергей Лашуков, собственник компании «911»:

— Предпочитаю управленцев с опытом, харизмой, амбициозных. По темпераменту — скорее, флегматиков, с твердым характером и силой духа. А вообще лучше обращаться в компании по подбору персонала и проверять на полиграфе.
Какой бы ни был управленец, за его работой собственник должен вести постоянный контроль, на начальном этапе безусловно, а далее по развивающей. Я работаю по принципу, если деньги идут к нам, подписывается хоть техслужащая… Но если от нас, то только я. Управленцы ставят мне определенные задачи для повышения эффективности бизнеса, готовят прогнозы по его развитию, анализируют и разбирают проблемные вопросы.

Авторитет должен быть у каждого, а между собой честность и взаимопонимание

Андрей Маури, председатель правления ГК «Маури»:

— Вопрос найма директора компании всегда судьбоносный для собственника. Особенно, когда речь идёт о малых и средних предприятиях.
Так или иначе, мне приходилось в течение 30 лет не только наблюдать за этим сложным процессом, но и быть его непосредственным участником. Вариантов в этом вопросе несколько.

1. Взращивать директора в своём коллективе, проводя его по всем ступеням служебной лестницы. Практически традиционный «советский» карьерный лифт. Плюсы очевидны, человек изнутри «руками» познаёт все участки работы. Минусы — если он действительно талантлив, то почти наверняка готов будет открыть свой бизнес. Если таланта и упорства не хватит, то рано или поздно придёт период пресыщения, потеряется мотивация и такой руководитель либо начнёт деградировать, либо будет менять работу сам, либо получит ясный сигнал от собственника.

2. Искать директора на стороне. Пробовать людей из других регионов, для которых, в том числе и для их семьи, городская среда твоего предприятия будет комфортной и условия непосредственной деятельности будут соответствовать «работе мечты». Для нашего города это непростая задача.

3. Вырастить директора в своей семье. Нужно и увлечь, и чтобы эта увлечённость перешла в потребность, иначе будет страдать дело. За рубежом этот путь является самым реальным и действенным. У нас же дети, насмотревшись, особенно в 90-е годы, на каторжную работу своих родителей, не торопятся принимать в управление родительский бизнес.

4. Перекупить, но тут надо понимать, у такого директора всегда будет цена на новую «перепродажу».
Есть ли риски для собственника в том, что авторитет его топ-менеджера становится выше в компании, чем его собственный... Всё зависит от личности собственника и его отношений с топом. В идеале, авторитет должен быть у каждого, а между собой честность и взаимопонимание.

Пусть каждый действует в сфере своей компетенции, не мешая друг другу

Андрей Пушкарев, генеральный директор ООО «Имлайт-Шоутехник»

— У нас в стране очень большой дефицит управленцев, людей, умеющих генерировать идеи и грамотно их реализовывать. Те, кто делает это хорошо, сами занимаются бизнесом, не работают «на дядю». Поэтому должен быть баланс интересов, весы.

Грамотный менеджер должен понимать, что выгоднее работать в интересной компании, быть частью или лидером профессиональной команды, с достойной зарплатой, нежели отвечать за весь бизнес-процесс в надежде заработать больше денег. Ведь это риски, другая ответственность, причём не только перед сотрудниками, но и налоговыми органами.

Для меня бизнес — это командная игра, например, футбол. Топ-менеджер — это нападающий, который должен забивать голы, реализовывать контракты, зарабатывать деньги для компании. Учредитель —это тренер, он должен создать сбалансированную команду, где в средней линии коммерческий отдел, производство и другие службы, а в защите и воротах — юридический и финансовый отделы!

Может ли топ-менеджер иметь авторитет больше, чем у собственника? Да, несомненно. Например, все знают топ-менеджера, пятикратного обладателя «Золотого мяча» Криштиану Рональду, центр­форварда «Ювентуса», но мало кто знает хозяина клуба Андреа Аньелли! Но если в ближайшее время «Ювентус» не выиграет Лигу Чемпионов (в чём я очень сомневаюсь), топ-менеджер будет выступать в другой команде. Является ли в этом вина только Рональду, вопрос философский, но это определяет собственник команды.

Так и в бизнесе, какие задачи ставит собственник и как они реализуются? В правильной команде-компании должен быть баланс интересов, каждый должен действовать в сфере своей компетенции и своего авторитета, не мешая другому!

44% собственников боятся, что их авторитет в компании ниже, чем авторитет их управленцев

Мария Шерстенникова, директор Maxima маркетинговые коммуникации

— Как много работают собственники бизнеса в Кирове? Доверяют ли дела управляющему? Мы провели телефонный опрос, и надо признать, что процент компаний, привлекающих управленцев для ведения бизнеса большой — 80%. Это не спасает собственников от участия в процессе работы: только 14% опрошенных заявили, что их бизнес работает сам по себе.

Наши бизнесмены в большинстве своем строят отношения с управленцами на принципах креатива и сотрудничества (40% ) и полагаясь на условия, оговоренные в договоре (30%).

При этом контроль осуществляется прежде всего через отчетность и планерки (53%). Что же может стать причиной увольнения? Ответ удивил: 42% опрошенных выбрали в качестве причины слишком высокую зарплату управляющего. Есть ли риск, что авторитет топ-менеджера станет выше, чем владельца? 44% собственников считают, что да. И только 40% уверены в своей силе и ведущей позиции.

Опрос  для собственников

Опрошено 72 компании, мелкий и средний бизнес, директора и собственники бизнеса

Сферы деятельности: торговля, лес, малоэтажное строительство, химическая промышленность, ветклиники и салоны красоты. 

20-02-2020

Оформить подписку на печатный журнал
Подписка на печатный журнал
Бесплатную подписку можно оформить только первому лицу компании