За месяц сайт посмотрели 5 782 посетителя
Школа управления

Триада управленца — Рацио-Эмоцио-Интуицио

Алексей Леванов

21.09.1982 г.

ВятГУ, Автоматизация машиностроения, инженер; Институт мировой экономики и информатизации, юрист

2004-2006гг. — ОАО «Кировский МДК», главный конструктор;  2006-2008 гг. — Komandor, начальник IT-отдела;
2009-2013 гг. — «ТехноСофт Консалтинг» генеральный  директор;
2008-2015 гг. — «Гардероб Хаус», исполнительный директор;
2013-2015 гг. — «Оникс-Мебель», генеральный директор бизнес-единицы;
с 2015 г. — Фабрика »РИМИ», генеральный директор.

Об управленческих методах, интуиции и приемах тренировки мозга — Алексей Леванов, директор мебельной фабрики «РИМИ»

Рацио: метод 6 сигм 

— Самая распространенная ошибка управленца — применение общих (системных) методов к частному отклонению. Что имею в виду? Например, компания занимается разработкой программного обеспечения. При очередном релизе продукта происходит сбой, менеджер проекта тут же вспоминает, чему его учили на MBA и в бизнес-школе, и пытается реагировать. Сразу уточним, что до сбоя компания делала два релиза в неделю, а слово «код» для менеджера — это цифры разблокировки его iPhon’а. Менеджер тут же увеличивает время тестирования и уменьшает количество релизов до одного в месяц. Самое поразительное — сбоев больше нет. Но оправданно ли такое управленческое решение? Давайте рассмотрим методику, позволяющую это понять. Если вы видите компанию, в которой происходит постоянное замедление бизнес-процессов и регулярно возникают все новые и порой достаточно нелогичные и даже идиотские правила — можете быть уверены, что руководство вешает общие заплатки на частные случаи.

Как же понять, какие данные — системные, а какие просто обусловлены случайными факторами?

Здесь поможет метод 6 сигм. Это концепция управления производством, суть которой сводится к поиску и исключению ошибок в бизнес-процессах. По методу 6 сигм работают многие успешные предприятия мира: Motorola, General Electric, Microsoft, Johnson & Johnson, Xerox, в том числе их российские подразделения. Я задался целью изучить, что такое сигма. Спрашивал маркетологов, читал книги, где говорится, что сигма — это термин, используемый в статистике, которым называют стандартное отклонение значений в какой-то общей совокупности. Но вот сам принцип расчета этой системы 6 сигм мне никто не мог объяснить. Подозреваю, это потому, что его мало кто понимает. Как говорил Марк Твен, «если ты не можешь объяснить ребенку за 5 минут, чем занимаешься, то ты шарлатан». В итоге я долго копался в этой теме и могу пояснить метод расчета 6 сигм на примере.

Собираем любые статистические данные. Например, количество продаж. Дальше высчитываем среднее количество продаж за месяц. Затем считаем размах — разницу между максимальным и минимальным значением. Узнаем эти данные за 6 месяцев.  После того, как у нас есть 6 месяцев со средним значением, мы берем средний размах (среднее значение за все 6 месяцев). Дальше открываем контрольную карту Шухарта, есть такой ГОСТ Р 50779.42-99 (ИСО 8258-91). Это визуальный инструмент, график изменения параметров процесса во времени. Контрольная карта используется для обеспечения статистического контроля стабильности процесса. Находим там коэффициент D2 за 6 месяцев (то количество, за которое мы собирали данные, и чем больше, тем лучше — точнее). Делим цифру среднего размаха за 6 месяцев на этот коэффициент D2. И получаем сигму. А что такое 6 сигм? Это 3 сигмы вверх и 3 сигмы вниз от среднего значения — вот все данные, которые лежат в этом интервале. Они статистически определены.

Теперь мы видим, как работает система на нашем предприятии. Если какие-то данные выходят за пределы, обозначенные сигмами, значит, эти параметры не являются системой, они случайны.

Мы, как правило, не умеем отличать системные процессы, которые происходят в бизнесе, от случайных. Метод 6 сигм позволяет определить поле данных, которые работают системно и просто выпали по той или иной причине.

К сожалению, во многих компаниях отсутствует культура сбора и анализа данных. Данные надо уметь собирать и обрабатывать разными методами, которых, кстати, существует 15, их легко найти в Интернете (когортный, факторный, кластерный, дискриминантный и пр.). Дальше нужно понимать, какую информацию мы хотим получить, и, следовательно, какой из методов анализа мы будем применять. После этого можно применять схемы, расчеты, модели.

Также важно уяснить, какие именно данные мы будем собирать. Например, помимо, собственно, числовых, данные могут быть интервальными (ваш доход от 10 000 до 50 000 рублей), порядковыми (больше-меньше) или номинальными (пол, вероисповедание). Самый информативный тип данных — интервальный, к нему применяется больше методов анализа.  

Интуицио: эффект направленного внимания

Информация, помимо всего прочего, обладает своим жизненным циклом. Люди, которые занимаются шифрованием, понимают, о чем речь. Суть в том, что время, которое необходимо потратить на расшифровку, может быть больше жизненного цикла самой информации, и к моменту дешифровки она будет уже неактуальна. В бизнесе так же — очень часто решение, которое мы можем принять на основе расчетов, становится бессмысленным из-за временного лага, необходимого на расчет. Да, очень помогают средства автоматизации, компьютерные технологии, но они тоже выручают не всегда, особенно когда ситуация пока не смоделирована.

В таком случае руководителю приходится делать выбор, опираясь на интуицию. Кстати, в советское время была целая программа по подготовке красных директоров с методиками по развитию интуиции в академии народного хозяйства СССР.

Я в свою очередь принимал много интуитивных решений, поэтому считаю, что свое шестое чувство тоже можно тренировать. Один из методов его развития называется «Эффект направленного внимания». Тот, кто умеет его использовать, управляет процессами наиболее эффективно. Об этом, кстати, рассказывал Александр Гордон в своей лекции «Теория конфликта», рекомендую посмотреть ее на ютубе.

Суть этой методики в том, что у человека существует несколько кругов внимания. Первый — внутренний круг. Это состояние медитации, погружение в себя. Пытаешься услышать свое тело, свои ощущения. Второй круг внимания — ближний, сосредотачиваешься на людях, которые находятся на расстоянии вытянутой руки от тебя. Третий круг — средний, внимание ограничено пределами помещения, в котором ты в данный момент. И наконец, четвертый круг — широкий, когда пытаешься вообразить, что происходит за пределами той комнаты, где ты сейчас. На улице, например. Фокус в том, чтобы постоянно переключать свое внимание между этими кругами. Регулярные тренировки — и мозг будет работать, как у Шерлока Холмса.

Очень полезно развитие любых навыков — скорочтение, изучение иностранного языка, освоение музыкального инструмента. Для наведения порядка в голове рекомендую составлять рассказы из одних существительных. Важно при этом рассказать историю, создать настроение. Сначала постоянно будут проскакивать прилагательные и глаголы. Но со временем получится лучше. Например: Вечер. Треск сучьев костра. Журчание реки. Звезды. Запах травы.

Другое упражнение — попробуйте рассыпать несколько спичек, постарайтесь запомнить, как они легли, накройте их листом бумаги и зарисуйте расположение спичек и головок. Когда дойдете до 10-15 спичек, будет достаточно беглого взгляда, чтобы зафиксировать картинку. Потом мозг начнет самостоятельно «фотографировать» интересующие вас события и явления.

Также полезно освоить китайскую систему умножения. Она основана на рисовании множителей в виде линий и получении произведения путем составления числа по пересечениям этих линий. Примеры также есть на ютубе.

В речи старайтесь использовать глаголы совершенного вида и откажитесь от приставки «не». Попробуйте формулировать без нее, а саму приставку заменять на фразу «даже если». Вообще все, что касается речи, очень интересно описано у Роберта Дилтса в книге «Фокусы языка».

Также могу посоветовать книжку доктора Элияху Голдратта «Та самая цель», хотя она больше относится к первой части этой статьи и простым художественным языком описывает теорию ограничений.

Эмоцио: умение владеть собой и манипуляции

Часто решения людей нелогичны и труднообъяснимы. В разных группах они ведут себя неодинаково, у них свой эмоциональный фон и трудоспособность. Грамотно управлять  людьми тоже достаточно сложно. Конечно, есть методики по превращению сотрудников в механических исполнителей, которые работают по инструкциям-комиксам, но применимы они не ко всем процессам. Каждая компания — это уникальный организм с уникальными людьми, и то, что сработало в одной фирме, может не сработать в другой или дать совершенно иной результат.  Поэтому я считаю, что умение управлять эмоциями — одна из важнейших компетенций руководителя.

Что касается управления персоналом, рекомендую лекцию Александра Гордона, на которую я уже ссылался, — «Теория конфликта». Она не имеет отношения к психологии и конфликтологии в частности. Теория рассматривает все явления как факты, если они не меняют задачу, и как события, если меняют. На примерах, когда факт для одного является событием для другого и задачи становятся противоположными, даже если изначальная цель была общей, очень доходчиво поясняется суть управления и даже манипуляции людьми.

В книге «Boss: бесподобный или бесполезный» Рэймонда Иммельмана процесс сплочения коллектива описан достаточно интересно, поэтому также советую ее к прочтению.

В заключение могу сказать, что  навык руководителя — это эклектика из целого набора компетенций, которые должны быть сбалансированы. Совершенствоваться в этом направлении можно бесконечно.

22-07-2017

Все статьи за ИЮНЬ-ИЮЛЬ 2017 / №6 (103)  Листать свежий журнал

Комментарии

comments powered by HyperComments