За месяц сайт посмотрели 5 782 посетителя
История успеха

Мы — IT-компания с банковской лицензией

Константин Подвальный

Дата рождения: 30.06.1973 г.

Образование: Пермский государственный университет, «Менеджмент», Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, МВА «Стратегические финансы».

Карьера: С 1993-2000 г. — коммерческие банки г. Перми; с 2000-2003 г. — финансовый директор промышленного предприятия; с 2012 г. — ПАО Сбербанк,

 О том, куда идет Сбербанк и каким станет 2016 год для системы в целом, — Константин Подвальный, новый управляющий Кировским отделением ПАО Сбербанк.

О себе за 5 минут

— Могу рассказать о себе за 5 минут. При согласовании на эту должность столько раз написал свою автобиографию и поделился ей на собеседованиях... Чтобы попасть на интервью к Грефу, я, кроме нескольких разговоров с заместителями, прошел 6 профессиональных тестов на компьютере, оценку компетенции, полуторачасовое тестирование по вербально-числовым тестам, английский сдал... Были полиграф, анкеты в ЦБ и ФСБ. Греф учитывает все результаты. Причем вычисляет людей, которые пытаются ответить так, чтобы показать лучшую картину.

Мы сделаем из вас менеджёров

Я родился в Челябинской области, в городе Златоуст, там же окончил школу и поступил в Пермский госуниверситет. Учился в переходное время, капиталистических учебников еще было мало, а социалистические уже отвергали. Поэтому нас учили то тому, то другому. Когда заходил завкафедрой и говорил: «Мы сделаем из вас менеджёров и дилёров», то хотелось, как минимум, переставить ударения…

С 3 курса начал работать в коммерческом банке. Начинал с простой должности операциониста, затем кредитный отдел, в том числе межбанковское кредитование, потом занимался сделками на валютном рынке. А в 2000 году покинул банковскую систему, чтобы поставить финансовую службу на производственном предприятии. Главное, что взял из того опыта: финансовые отчеты — лишь отражение действительности. Цифры могут сложиться по-разному, надо всегда погрузиться в процесс, в технологию. Это понимание помогло мне в будущем в инвестиционной работе.

Опять попал на стройку

В Сбербанке я 3,5 года. Начиналось все в Перми, когда мне предложили стать заместителем управляющего и возглавить обеспечивающий блок. Очень запомнился первый день. Приход в Сбербанк и в 2012 году требовал согласования с Центральным банком по такой же непростой процедуре. До утверждения ты гуляешь. Так вот: лето, шорты, футболка, я на реке, в 12 часов дня — звонок: «Тебя сегодня согласовали, в 2 часа выйди на работу». — «Может быть, завтра?» — «Ты нужен сегодня». В тот момент понял, какая жизнь меня ждет. Успел заехать побриться, надеть костюм, в 2 часа был на работе — и понеслось. Так я попал в бизнес-ритм Сбербанка и медленнее он не стал, только ускорился…

Затем был Татарстан. Теперь Киров… Первое, что подумал, когда пришел в ноябре в Кировское отделение, — опять попал на стройку. Ремонт идет в здании. До этого год в Татарстане шел. Еще раньше в Перми...

Когда познакомился с кировским коллективом, стало понятно, что здесь отличная команда. В этом мне по жизни везет.

В банке, как и в любом современном предприятии, основу развития составляют люди. Технология, оборудование, основные фонды и деньги привлекаются. Всю ценность, всю добавочную стоимость создает персонал. И управление людьми не как трудовым ресурсом, а как человеческим капиталом, позволяет компании расти.

Никогда не ешьте в одиночку

Мой дед-украинец всегда говорил: «Смотри от людей и учись». Стараюсь. Своим учителем в системе Сбербанка считаю управляющего отделением в Татарстане. В республике только региональных банков 22. И Сбербанк там занимает очень активную позицию. Я научился работать в высоко конкурентной среде и уважать чужую культуру.…

Но есть и первый учитель, сейчас она управляет отделением в Кемерово. Главный урок — нет безвыходных ситуаций. Надо действовать, причем действовать быстро, и иметь широкую социальную сеть — много знакомств, партнеров, тогда любая проблема будет решена. Есть такая книжка «Никогда не ешьте в одиночку». Она про это.

Успел заехать побриться, надеть костюм, в 2 часа был на работе — и понеслось

Год будет непростым

В ближайшие годы Кировское головное отделение будет следовать общей стратегии развития Сбербанка. Это технологический прорыв, клиентоцентричность и развитие команды. Сбербанк стремится оставаться комфортным для своих клиентов, удобным в обслуживании и предлагающим те продукты, которые помогают реализовать их устремления и мечты. Это для меня близко и понимаемо.

Что касается 2016 года, то вызовом для нас станет внутренняя эффективность. Безусловно, год будет непростым. Но мы с этой задачей справились в 2015 году: Сбербанк показал самую большую прибыль среди российских банков. И это обусловлено многими факторами.

В том числе ростом наших портфелей ипотечного и потребительского кредитования. Сбербанк не остановил свою ипотечную программу ни в сложные периоды ноября-декабря 2014 года, ни в 2015 году. Мы не сильно повышали ставку, хотя были вынуждены. Сбербанк одним из первых вступил в программу ипотеки с господдержкой для нового жилья. Поэтому мы лидеры на этом рынке. В среднем доля Сбербанка превышает по стране 50%, в Кировской области — 60%.

Распознать клиента по рисунку вен

Часто звучит утверждение, что Сбербанк в будущем — это IT-компания с банковской лицензией. Действительно, наши информационные сервисы известны всем. Это и «Сбербанк Онлайн», и «Сбербанк Бизнес Онлайн» для корпоративных клиентов. Мы давно уже не просим человека заходить в офис Сбербанка, чтобы совершить операции. Мы даем возможность сделать все из любой точки мира, будь вы дома, на работе или в автомобиле. И эти сервисы продолжают свое развитие. Сегодня есть уникальное предложение от Сбербанка совместно с компанией «Касперский». Это «Сбербанк Онлайн» со встроенным антивирусом для смартфонов на платформе Android. Там есть опция, где вы можете проанализировать свои расходы по секторам: покупки, поездки, автомобиль, услуги ЖКХ, — мини-бухгалтерия в вашем телефоне. Тут же можете запланировать сбережения, открыв вклад.

Вообще дистанционное обслуживание — один из мейнстримов в работе Сбербанка. Для компаний мы ввели такую услугу, как внесение денежной наличности через устройства самообслуживания. Клиент может сдать выручку в банк в любом банкомате с функцией приема наличных. Уникальность услуги в том, что зачисление на счет происходит в режиме онлайн. Ты внес средства — они поступили — и ты можешь тут же через «Сбербанк Бизнес Онлайн» отправить платежи.

Если говорить о карточном бизнесе, то Сбербанк тут давно и серьезно. Опять же, исходя из удобства клиента, развиваем карты с технологией PayPass, когда пластик не нужно вставлять в терминал, достаточно приложить к считывающему устройству, и происходит оплата. Это выгодно для компаний, которые пользуются услугой эквайринга от Сбербанка. Благодаря такой технологии снижается время обслуживания покупателя, повышается эффективность работы кассира. Эти карты выдаем бесплатно сотрудникам предприятий в рамках зарплатного проекта, они действительны на территории России и за рубежом.

Но она из последних инноваций, которая сейчас активно внедряется по всей стране, — это сервис «Ладошки». Клиент распознается по рисунку вен на ладони. Проект реализован в школах Чувашии и Московской области для оплат школьного питания. В 2016 году хотим внедрить его в какой-либо из школ Кирова.

Инвестиции в область

В Кировской области Сбербанк участвует в инвестициях в экономику во всех ее секторах. Если мы говорим об инновационных крупных проектах — то это «Нанолек», в сфере коммерческой недвижимости — «Jam Молл», в сфере жилого строительства — комплекс «Алые паруса». Более 4 миллиардов рублей вложено в аграрный сектор, в молочное животноводство. Мы видим там перспективы по программе импортозамещения.

Ну и конечно, Сбербанк не забывает о малом бизнесе: в виде кредитов выдано уже более 5 миллиардов рублей. В Сбербанке, несмотря на кризисный год, работает вся линейка кредитных продуктов, включая беззалоговый кредит «Доверие».

Если сравнивать с более спокойными годами, то сейчас увеличивается количество людей, которым сложно платить по кредитам. И в вопросах реструктуризации долга Сбербанк идет навстречу как частным клиентам, там и корпоративным. Мы стараемся уменьшить сумму платежа и увеличить срок погашения, тем самым снизив финансовое бремя.

Размер — это преимущество

Сегодня делается все для удержания клиентов, для формирования их лояльности.

Все стараются выпустить сервисы, которые будут удобны людям. Если раньше банк продавал депозиты и кредиты, то сейчас старается предложить что-то особенное и сам прийти к клиенту. Да, депозиты и кредиты остались основными продуктами, но продаются не они, а, например, безопасность в виде страхования или способ реализовать мечту.

И размер Сбербанка здесь имеет огромное преимущество. Большое число клиентов и применение новых технологий обработки данных, таких как Big Data, позволяют выделять потребности, предлагать продукты и даже предсказывать поведение людей. Здесь мы можем опередить конкурентов. Банк уходит в модели работы далеко не финансовые, а айтишные и аналитические.

Краудсорсинг для всех

Герман Греф задает всем вопрос: «Что бы вы изменили в работе Сбербанка?» В банке существует среда, которая эти изменения поддерживает — краудсорсинг. Сотрудник может зайти на платформу из интернета, зарегистрироваться и оставить все свои предложения по продукту или документу. Например, стратегию развития банка обсуждали там десятки тысяч людей. Даже вышла книга «Стратегия развития Сбербанка своими словами». Сейчас создан еще один ресурс «Голос территорий», где можно поднимать любой вопрос, касающийся улучшения работы. И если предложение набрало много голосов, то оно признается актуальным для всей системы и по нему начинают работать… Какие предложения внес бы я? Ускорил бы рассмотрение кредитных заявок.

10% банков потеряют лицензии

В недавнем интервью Греф сказал, что сейчас в России полномасштабный банковский кризис. Я с этим согласен. С закрытием каналов зарубежного фондирования дал сбой основной механизм работы банка: мы привлекаем ресурс и выдаем кредит. Часть дешевых источников была для банков закрыта. Если будет снижаться уровень жизни населения, люди не смогут сберегать, они будут меньше вкладывать в банки, забирать старые вклады. Это коснется и нашей базы. Безусловно, в 2016 году будет непросто. Всем. Греф прогнозирует, что около 10% банков потеряют лицензии из-за продолжающегося кризиса. Что нужно делать, чтобы сохранить прибыльность? Повышать внутреннюю эффективность и следить за качеством кредитного портфеля.

Время для велосипеда и сноуборда остается

Кем бы стал, если б не был банкиром? Не задумываюсь об этом. Это негативная рефлексия. Думать о том, кем бы я мог стать и не стал, хорошо в 30 лет. В 40 нужно смотреть, какие есть возможности в том пути, который ты выбрал. И быть счастливым.

Жизнь должна быть интересной и насыщенной. Моя работа учит грамотно распоряжаться временем. Конечно, она забирает те часы, которые я мог бы потратить на личные увлечения и на семью, но это моя зона роста. И если любимой рыбалкой сейчас уже не позанимаешься: это длительный медитативный процесс и требует дальних выездов, то время для велосипеда, сноуборда и походов все равно остается.

11.01.2016

Январь 2016 №1 (86)

Комментарии

comments powered by HyperComments