За месяц сайт посмотрели 5 782 посетителя
История успеха

На пределе возможностей

Илья Прозоров

Дата рождения: 28.04.1981 г.

Образование: МГЮА; аспирантура ИГП РАН.

Карьера: с 2002 г. работал юрисконсультом;
2004 г. — Волго-Вятские филиалы «ИМПЭКСБАНК» и «Райффайзенбанк», руководящие должности;
2008 г. — Банк «Хлынов», юрист, заместитель Председателя Правления,
с 2011 г. — Председатель Правления.

— Ты не можешь требовать большего, если не делаешь этого сам, — Илья Прозоров, Председатель Правления ОАО КБ «Хлынов»

Лидерство должно быть в характере

— Если ты ведешь за собой хотя бы двух человек, волей-неволей становишься лидером. А тем более когда за тобой — коллектив целого банка и тысячи клиентов. Это огромная ответственность, но я осознаю ее без всякого страха. Наверное, лидерство должно быть в характере. Нередко чувствую, что, включаясь в тот или иной проект, сначала вникаю, а потом так или иначе принимаю на себя функции по его управлению.

Бизнесмен — это лидер, отчаянный человек, который создает вокруг себя целый микрокосмос. Тот, кто сам определяет для себя планку, и чем она выше — тем успешнее развитие.

Лучше действовать, анализируя риски, чем «жениться» на рыночной позиции

Себя называть бизнесменом я бы не стал, банк нельзя оценивать только с позиций бизнеса. Я топ-менеджер, управленец — тот, кто ставит последнюю точку в процессе. Она может быть воплощена в принятии того или иного решения в подписании документов или даже в простом кивке головы. В любом случае система должна работать — я за это отвечаю. И эта «точка» всегда конечна — сомнений быть не должно.

Да, со временем могут потребоваться коррективы, но это уже будет следующим решением. Не надо бояться принимать. Необходимо быть мобильным: лучше действовать, анализируя риски, чем «жениться» на рыночной позиции.

Банкиры — романтики

Я не считаю деньги чем-то исключительно меркантильным, скорее, для меня в них больше романтики, также, как и в профессии банкира. Как раньше моряки под «алыми парусами» уходили в дальние путешествия, так и финансисты моего поколения шли в банк. Привлекал ореол престижа и недосягаемости, а потом уже сама работа захватывала с головой.

Я не считаю деньги чем-то исключительно меркантильным, скорее, для меня в них больше романтики

Наше поколение еще не было испорчено доступностью всех мыслимых благ, наоборот, мы застали время, когда доход семьи мог поменяться в один момент, когда приходилось наравне с родителями думать о заработке. Это был период становления рынка — мы воспитывались на нормах новых экономический отношений и уже могли почувствовать весь их потенциал. И в развитии банковского сектора видели вполне радужные перспективы. Поэтому никаких сомнений в выборе профессионального пути для меня не было.

Не зубрил, а модерировал

Позже, уже работая юристом в банке, стал преподавать. Это была идеальная возможность совместить теорию с практикой — лучший способ саморазвития. Я не стремился вызубрить курс, чтобы потом начитывать его лет десять. Мне хотелось научить студентов мыслить самостоятельно.

Поэтому часто выступал модератором на лекциях: спросишь одного студента, подключишь второго, выслушаешь третьего — тогда и четвертый вставит свою реплику. А подвести итог — это уже дело преподавателя. Участвовали все, даже те, кто сидели на задней парте. И эффект был в разы выше, чем при стандартном изложении учебника. До сих пор пользуюсь этим принципом в управлении, особенно когда надо принять решение коллегиально.

В управлении я не занимаюсь «благотворительностью»: хочу, чтобы все с работы уходили уставшими

Да и в навыках публичных выступлений преподавание сыграло не последнюю роль: когда перед тобой 150 студентов, готовых противопоставить тебе свое мнение, учишься говорить уверенно, не боясь, что кто-то знает больше тебя. Учишься постоянно быть в тонусе.

Хотя я никогда не был строгим педагогом, скорее, лояльным, но списывать не давал. Оценивал так: если ты ничего не выучил, иди — «тройка», если нужна «пятерка» — должен быть в теме. Не знаешь этот билет, расскажи тот, который выучил — не трать зря чужое время.

Продавай себя дорого, но докажи, что стоишь

В людях прежде всего ценю честность. Ложь во благо возможна, но не в бизнесе. По этому принципу и команду свою строю: сам открыт перед коллегами и от них того же жду. А когда сомневаюсь в искренности или провожу собеседование, использую проверенный способ: стоит задать восемь вопросов подряд — на последний собеседник точно ответит правду. Главный вопрос при приеме на работу: зачем ты сюда пришел? Мне важно знать, что человек не намерен оставаться на том уровне развития, который сейчас имеет. Сотрудники для нас — это огромная ценность, по сути, мы вкладываем свой капитал в людей. И, приходя, они должны понимать, что продают себя дорого не потому что пришли в банк работать, а потому, что стоят того.

В управлении я не занимаюсь «благотворительностью»: хочу, чтобы все с работы уходили уставшими. Уходишь налегке — значит, недоработал. Наша команда должна быть сильной, поэтому и требовать приходится, чтобы сотрудники работали на пределе возможностей. Либо справляйся, либо иди в другое место, где спокойнее. Но потом не жалей, что там тебе скучно. Я помню принцип Канта: относись к человеку как к цели, а не как к средству. Этим стараюсь руководствоваться.

Меня работа заряжает. Адреналин — в самом процессе, в постоянном напряжении. И если перестанешь задавать себе вопрос: а можно ли было сработать еще лучше, значит, расслабился, значит, остановка неминуема.


У федералов — свое поле, у нас — свое

В банковской системе есть свои тренды. Сегодня основной из них — укрупнение. То, о чем заявил Владимир Путин на саммите АТЭС во Владивостоке, отметив при этом, что речь не идет о насильственном поглощении: консолидировать банки будут «мягко», без предъявления излишних требований.

Перспектива эта нескорая, но Банку «Хлынов» она в любом случае не грозит. Мы чувствуем себя комфортно, потому что являемся достаточно крупным региональным банком с богатой историей. Я убежден, что региональные банки были, есть и будут: без них вся банковская система не сможет нормально функционировать. У федералов всегда будет свое поле, у нас — свое.

Второй тренд — развитие высокой конкуренции. Наш банк сегодня — один из тех, на кого равняются в области. Мы можем и имеем право задавать тон, потому что наши решения зачастую определяют моду на банковские продукты в регионе. При этом мы и сами всегда присматриваемся к рынку, заимствуем лучший отечественный и зарубежный опыт, усваиваем все, что может быть востребовано. Для меня лично конкуренция — это еще один мощный стимул развития. Наверное, увлечение спортом дает о себе знать: когда есть соперники, бежишь еще быстрее.

Третий тренд — усиление контроля за деятельностью коммерческих банков со стороны внешнего регулятора. Мера правильная, и нужна она для адаптации России к «Базелю III» (БК. — соглашению Базельского комитета по банковскому надзору, нацеленному на повышение качества управления рисками). Но если в Европе соглашение принималось банками и потом уже передавалось для воплощения регулятору, то у нас все идет от обратного — регулятор сам диктует условия банкам. И в этом, наверное, единственный минус современного развития банковской сферы в России.

Не скупясь на доверие

Ориентироваться в изменениях федерального уровня для нас несложно, куда сложнее вести прямую игру с федеральными игроками. Но наше преимущество — «здесь и сейчас» — позволяет нам лучше знать «в лицо» и вкладчиков, и заемщиков и помимо унифицирующих механизмов скоринга включать инструмент личного доверия.

Наши клиенты активны, всегда ищут новые продукты. Главное, вовремя выяснить их ожидания, чтобы быть друг другу полезными, выгодными. Для этого мы создали «Клуб вкладчиков», позволяющий встречаться лицом к лицу, участвовать в честном, открытом диалоге. Именно так и рождаются многие хорошие идеи.

Второй проект уже для молодежи — Вятский экономический лагерь, где дети повышают свою финансовую грамотность. Для нас здесь очень важна воспитательная миссия. Но есть и другой момент: я искренне рассчитываю, что спустя лет десять, когда эти дети повзрослеют, они смогут оценить нас уже в качестве надежных партнеров.

По статистике сейчас каждый четвертый житель Кирова или каждый двенадцатый житель Кировской области — наш клиент. Но мы хотим стать еще эффективнее: чтобы кировчане говорили не просто: я иду в банк, а конкретно: я иду в Банк «Хлынов».

И даже более того, чтобы наше сотрудничество стало еще комфортнее, мы планируем выйти за пределы области, в соседние регионы. Единственная преграда — неразвитая логистика, к сожалению, пока самолеты из Кирова не так активно летают. Но и эта проблема уже начинает постепенно решаться.


Мужчины всегда говорят все, что думают

Я люблю правила и в работе, и дома. Юридическое прошлое дает о себе знать: когда ты все стремишься подчинить законам. Главный закон в нашей семье — это открытый диалог. Если есть какая-то проблема, надо разобрать ее, иначе не понять и не решить. И сыну говорю: «Даже если затаил что-то, обижаешься — скажи открыто, не молчи». Учу его, что мужчины всегда говорят все, что думают. Недавно после строгого выговора он мне ответил, что в конце концов уже первоклассник, и мое отношение к нему в данном случае непозволительно. Я принял его позицию, сказал, что учту. Но и он понял, что больше так вести себя не стоит.

Его склонность к естественным наукам уже заметна, и я постараюсь ее усилить. Но главное, хочу вложить в него понимание того, что жить нужно не ради денег. Даже работа в банке для меня, где все вокруг них крутится, нацелена в большей степени не на выгоду, а на возможность помочь, поддержать людей.

У Стругацких, которых я очень люблю, есть хорошие слова: «Моральные ценности не продаются, их можно разрушить, купить их нельзя…»

Комментарии

comments powered by HyperComments