История успеха
Июнь 2016/№6 (91)

Улыбайтесь простым вещам (0+)

О том, как появился первый частный стоматологический кабинет в Кирове и как помочь пациенту улыбаться на первом приеме, — Владимир Ефремов, директор клиники «Стоматология доктора Ефремова»

Улыбайтесь простым вещам

Простые мечты

— В детстве я был исключительным романтиком: мечтал стать моряком, отправиться в дальнее плавание и наблюдать на капитанском мостике за бескрайним горизонтом. Один мой знакомый служил на флоте и однажды, вернувшись с вахты, подарил мне бескозырку, в которой я проходил, наверное, всю юность.

Как и все советские дети (что уж говорить о взрослых), я боялся приемов стоматолога. Посещать его заставляли родители. Я приходил в ужас от одной мысли о боли, ведь тогда лечили без анестезии. Бормашины «грохотали» так, что в ушах закладывало. Материалы — ниже по качеству, да и, в целом, возможности стоматологии не очень-то велики. Но уже тогда я понял одну истину: главное лекарство — сам врач. Он должен лечить быстро, безопасно и приятно.

Решение стать врачом я принял уже в старших классах. Тут еще сыграл интерес к естественным и гуманитарным наукам. Родители поддержали, а брат посоветовал поступать на стоматолога-ортопеда. Это был конец 70-х г.г. Тогда мы жили в Новосибирске, где был один из лучших в Союзе государственных медицинских институтов. Желания бросить учебу не возникло ни разу. Скорее, я чувствовал азарт. Ведь любая наука — это творчество, созидание, стремление к новому, совершенному. После учебы начались трудовые будни в областной стоматологической поликлинике, затем еще семь лет лечил в городской больнице №11 г. Новосибирска. Зарплата врача тогда составляла всего 120 рублей: жили скромно. Но я трудился, вдохновленный мыслью известного доктора Пранки: «Цель моей практики — просто помогать пациентам сохранить, если возможно, зубы на всю жизнь. При максимальных комфорте, функциональности, здоровье и эстетике. И делать это правильно».

Первый «частник»

В Кирове я бывал часто. У моей супруги здесь жили родители. Помню, как однажды, гуляя по набережной, остановился у Трифонова монастыря. Помолился Богу, перекрестился, почувствовал какую-то близость к этим местам и подумал: «Вот бы мне здесь остаться»! Ирония судьбы, по-другому не скажешь: в 1993 году мы переехали сюда всей семьей.

Сразу стал искать работу. Трудно, когда нет никаких знакомых в сфере медицины. В государственной поликлинике вакантные места заняты. Вырученные с продажи квартиры деньги тают: цены растут, повсюду дефицит. Тогда я решил заняться частной практикой. В то время в стране только начали выдавать патенты индивидуальным предпринимателям и открываться подобные кабинеты. Небольшой опыт я получил еще в Новосибирске на заводе СибСельмаш. Там я вел прием в медсанчасти, для обычных работяг и параллельно работал в поликлинике.

Кабинет я нашел на Октябрьском проспекте, 116. Сейчас там располагается проектный институт. Арендовал небольшую комнатку, взял на работу медсестру.

С собой привез инструменты, материалы, списанную установку — старенькую бормашину УС-30 — наподобие той, что в том смешном эпизоде из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Однако самым трудным оказалось получить лицензию: сделал это, буквально, с боем. Целая комиссия из главврачей долго сопротивлялась разрешить мне частную практику в Кирове. Я пришел на ковер в управление областного здравоохранения, ждал вердикта целых 2 часа. Но, к счастью, нашлись защитники, которые согласились с тем, что главное в медицине — не бизнес, а, в первую очередь, помощь пациенту! Так я получил лицензию под номером «1» на работу частного стоматологического кабинета.

Все по зубам

В первом частном кабинете я проработал 4 года. Искал клиентов сам: лично ходил по организациям. Рекламы тогда не было, никто этим не занимался. Поэтому я решил, если гора не идет к Магомеду, то Магомед идет к горе — и отправился на городской хлебокомбинат. Там я вел консультации в здравпункте, а затем направлял сотрудников на лечение к себе в кабинет. Так я обошел несколько предприятий, а потом сарафанное радио сыграло свое дело. Для себя я мало что делал. Все, что зарабатывал — вкладывал в развитие. Отдыхал мало: в отпуск один раз в год скромно, все время посвящал работе. Когда уже перестал справляться в одиночку, решил расширить спектр услуг и привлечь кадры.

В конце 90-х я купил просторное помещение в 120 «квадратов» на улице Ленина, 95-а и зарегистрировал фирму. Название для стоматологического центра выбирали скрупулезно, остановились на «Эталоне». Амбиции были вполне оправданы: уровень стоматологической помощи в городе не отличался высоким уровнем, а мы хотели стать лучшими, стремились к высоким стандартам. Клиенты уже знали наших специалистов, поэтому доверие к профессионалам сыграло свою роль: все дни приемов были расписаны поминутно. Тогда со мной уже работали 15 сотрудников. Возникла потребность открыть еще один филиал на улице Московской, 185, где он функционирует до сих пор под маркой «Эталон».

Потом мы создали головной офис на Пролетарской, 43/1. А в этом году провели ребрендинг нашей клиники — она стала носить мое имя — «Стоматология доктора Ефремова». Опыт работы подсказал мне уйти от прежнего названия и нести личную профессиональную ответственность за каждого пациента.

Стоматология одного врача

Не секрет, что людей, у которых не хватает силы воли прийти к стоматологу, приводит туда сила боли. Поэтому, назвав клинику своим именем, я решил полностью изменить подход к лечению. Наша команда разработала концепцию «клиники одного врача». Конечно, это не значит, что у нас работает всего один доктор. Основная идея в том, что тактика, этиология и патогенез различных стоматологических заболеваний, их диагностика и прогнозирование результата лечения ведется врачом индивидуально для каждого. Здесь формируется клиническое мышление, благодаря которому диагностику, план и прогноз лечения можно определить даже в самых сложных и запущенных случаях. И неважно, какие именно процедуры проводятся: профессиональная чистка зубов, лечение кариеса и его осложнений, протезирование, хирургическое вмешательство, ортодонтическая коррекция зубных рядов и т.д.

Практика «стоматологии одного врача» учитывает мнение всей команды докторов и собственный опыт работы с пациентами. Вот он — новый подход к лечению. Этот метод успешно зарекомендовал себя в Америке, Европе и сейчас набирает обороты в России, в том числе, в Кирове.

Не заговариваем зубы

В современной стоматологии сейчас не задают вопроса: «На каком оборудовании вы работаете: импортном или отечественном»? Раньше, помню, так и было: заходили в мой частный кабинет и расспрашивали. Сейчас все клиники, что государственные, что частные проводят лечение на современном оборудовании. Вопрос в другом — в кадрах. Пациенты теперь ищут врачей, интересуются, кто будет лечить. Наверное, эта мысль и натолкнула меня отойти от руководства своими филиалами и сосредоточиться лишь на практике. Поэтому долго выбирать между креслом директора или врача-стоматолога не пришлось — ушел от объемов и сосредоточился на любимом деле.

На пятки мне никто не наступает! В городе у каждого врача сформировалась своя клиентура, никто не дерется за пациента, не соперничает. Вообще, меня с института учили не рассматривать своих коллег под призмой конкуренции. Мы встречаемся и общаемся. Важно не бояться делиться советом и опытом, если знаешь, как лучше помочь больному.

Лечить, а не зарабатывать

Я не отношу себя к бизнесменам. Деньги зарабатываю не для личного обогащения, а для развития. Кто-то сочтет это альтруизмом. Но поймите, стоматология — очень дорогое удовольствие. Поэтому и услуги недешевые, особенно при нынешних курсах валют. Чтобы развиваться клинике, идти в ногу с технологиями, цены не могут быть низкими. Если видите, что где-то услуги предлагают по сомнительно невысоким ценам — это тревожный сигнал для пациента. В сегодняшней сложной экономической ситуации мы сознательно решили не повышать цены.

Что должно измениться, чтобы стоматология стала доступнее? Отечественным производителям — равняться на импорт! Пока я не верю в импортозамещение, по крайней мере, в нашей отрасли. Это нереально. Если импорт убрать, стоматологические клиники остановятся. Российские аналоги материалов есть, но их качество гораздо ниже европейских и американских. Причем, преград для производства я не вижу. Эту нишу можно и нужно занимать. Взять те же импланты — за ними будущее. Сделать этот вид услуг доступным для населения можно только при развитии российского рынка этих материалов.

Лечение начинается с улыбки

Культура общения с пациентами, на мой взгляд, — один из первостепенных критериев при приеме на работу. От этого зависят и настрой пациента, и ход лечения. Личностные качества врача очень важны, а еще играет роль внешний вид и опрятность. Я всегда начинаю прием с улыбки: клиент приходит к нам с болью, переживаниями, страхом. Это напряжение необходимо снять. Я стараюсь бороться со стереотипом, что стоматология — это боль. Сейчас все процедуры проводятся безболезненно.

Наша работе — это стресс. Не даром мы работаем по 6 часов в день. Усталость — больше психологическая. Отдыхать необходимо. Когда я отошел от управления клиниками, я научился переключаться с работы на отдых. Свободное время провожу с семьей за городом.

В движении — жизнь

В последнее время многие бизнесмены говорят о преемственности, наследниках, размышляют, кому доверить дело своей жизни. Я благодарен судьбе, что мой младший сын — Никита Ефремов — решил стать врачом-стоматологом. Еще в юном возрасте он часто бывал со мной на работе. Видимо, тогда и загорелся желанием пойти по моим стопам. Сейчас он проходит интернатуру и работает со мной вместе в клинике. Вижу его за работой и узнаю себя в студенческие годы. Всегда спрашивает совета, вместе с ним обсуждаем план лечения. Главное, — это интерес и желание работать.

Стоматология в России идет семимильными шагами. Бывая за границей, например, в Германии, на семинарах, я отмечаю, что зарубежные специалисты говорят о высоком интересе русских врачей к инновациям. Наша клиника намерена развивать достаточно новое направление для Кирова — лечение с использованием микроскопов. Сейчас мы работаем бинокулярными лупами. Микроскопы же позволяют проводить манипуляции более высокого качества, например, при обработке зубов под коронки и т.д. Медицина, я считаю, — это наука, благодаря которой мы, врачи, еще только начинаем открывать этот мир.

10.06.2016

Июнь 2016 №6 (91)


Оформить подписку на печатный журнал
Подписка на печатный журнал
Бесплатную подписку можно оформить только первому лицу компании