За месяц сайт посмотрели 5 782 посетителя

Колумнисты

Алексей Новиков

Что мобильные приложения могут дать магазину?

Мы, разрабатывая приложения для розничных компаний, постоянно сталкиваемся с возражениями со стороны клиентов («почему нам это не нужно»), и уже накопилась некоторая база знаний, которой и хочу поделиться. В этой статье попробую ответить на самые популярные возражения. Получилось 9 пунктов.



Сознательно не буду приводить в статье цифры, сколько в России продается смартфонов и т.п. — данный тренд очевиден и, наверное, интересно обсудить какую отдачу стоит ожидать компании.

Итак:

1. «У нас есть мобильный сайт и этого достаточно, чтобы работать с мобильной аудиторией».

Спору нет, что это очень сильный аргумент, поэтому я вынес его в самое начало. Обычно рассуждают таким образом: потребитель с мобильного телефона заходит на сайт и может сделать заказ, посмотреть ассортимент, ознакомиться с новостями-акциями и т.п. в достаточно комфортном интерфейсе мобильного браузера. Это правда. Мобильный сайт решает основную задачу — быстрое получение информации посредством адаптированного интерфейса (тут скорее речь о смартфонах, т.к. на планшетах и обычный сайт открывается неплохо). Но от мобильного приложения сайт отличается существенно. Начну с того, что у каждого интернет-магазина есть свои лояльные клиенты. Даже если магазин небольшой, появляются люди, которым нравится сервис и ассортимент, и они совершают покупки регулярно. И именно для таких покупателей могут быть очень удобны мобильные приложения. Подчеркну, могут быть, а не должны быть.

Недавно видел интересный тезис о том, что вскоре экран мобильного телефона станет самым дорогим местом на земле, т.к. множество компаний стараются туда попасть в виде мобильного приложения и, что более важно, не просто попасть, а закрепиться (остаться). В среднем, согласно исследованиям, человек ставит порядка 26 мобильных приложений (по миру), хотя, разумеется, не всеми он пользуется одинаково часто.

К слову, в 2010 году (согласно аналитике с сайта www.statista.com) около 40 миллионов человек активно пользовались мобильными приложениями, в 2014 году эта цифра выросла до 214 миллионов по миру! И пока не наблюдается темпов снижения этого показателя. Мы, занимаясь приложениями для интернет-магазинов, наблюдаем этот тренд и в России — год назад наша услуга была менее востребована.

Возвращаясь к вопросу — закрепившись на экране мобильного телефона через приложение, компания получает очень серьезную возможность взаимодействия с потребителем — через push-уведомления. Я понимаю, что многие возразят, мол push — сродни sms/e-mail спаму. Да, это так и есть, но, пожалуй, есть одно существенное отличие — push достаточно просто отключить, если компания начинает им злоупотреблять. Кроме того, мобильный сайт зачастую отстает по функциональности от основного сайта компании, выполняя роль интерактивной визитки. И мобильные приложения, которые тоже могут быть не столь функциональны, могут выступать либо его заменой, либо, лучше, добавлением. Да-да, чтобы интернет-магазин получил максимальную отдачу, оптимально если работает и мобильный сайт, и приложение. Причем опыт одного нашего клиента показал, что когда заработал простой мобильный сайт, на котором была реклама мобильного приложения, количество установок последнего выросло где-то на 20% (предположу, что реклама приложения стала более заметна на экране телефона). В моих рассуждениях есть одно «но» — существует стоимость как создания приложений, так и их поддержки. И получаемая отдача от приложения для совсем небольшого интернет-магазина может просто не окупать затраты.

2. «Мы хотим сделать адаптивный сайт, и он будет хорошо отображаться на всех мобильных устройствах».

Нужно отметить, что адаптивный сайт сложнее делать и затем поддерживать (а это более важно), чем просто мобильную версию сайта, хотя с точки зрения конечного клиента особой разницы нет. При этом аргументы выше остаются в силе — лучше иметь как адаптивный сайт (фактически это несколько вариантов сайта под разные устройства), так и приложение для достижения максимального результата.

3. «Через мобильные приложения никто не покупает и не будет покупать» .

Это не совсем верное возражение. Уже прошло то время, когда мобильные приложения интернет-магазинов рассматривались как некая диковинка. Сейчас это стабильный канал получения заказов, хотя, разумеется, пока отстающий от обычного веб-сайта. Не берусь прогнозировать, как скоро продажи через мобильные приложения «догонят» сайт, но, учитывая стабильно высокие продажи смартфонов по России, это будет однозначно позитивно сказываться. Наши наблюдения, по крайне мере, это доказывают.

Отмечу, что для получения заказов из приложений должно пройти некоторое время (наш опыт: 3-5 месяцев) за которое будет накапливаться аудитория (установки). В этом заключено существенное отличие приложения от сайта — количество должно переходить в качество, и для приложений этот тезис верен. Компании должны прикладывать усилия по продвижению приложений, размещая информацию на сайте, в социальных сетях и т.п. (все каналы бесплатные, поверьте — их потенциал более чем достаточен). Чем больше установок, тем больше заказов.

4. «Функциональность мобильных приложений очень сильно отстает от сайта, и толку от них не будет».

Хороший аргумент. Действительно, приложения «догоняют» сайт по функциональности. Из нашего опыта — большинство компаний запускают сначала первые версии, достаточно функциональные для работы. Затем, по мере набора аудитории и поступления заказов из приложений, появляются списки доработок, которые фактически доводят приложения до стандартов хорошего торгующего сайта (отзывы, рейтинги, обратная связь и т.п.).

5. «У нас очень специфичная аудитория, которая не будет устанавливать мобильные приложения».

Я таких еще не встречал (конечно, это не значит, что таких нет). Как упоминал, розничная компания может быть очень небольшой и отдача от приложений может не покрывать затраты на содержание, но мне сложно представить себе сегмент b2c, где аудитория настолько специфична, что категорически откажется от использования мобильных приложений. Ведь, в конечном итоге, это розничные продажи, а значит покупатели обычные люди, и новые технологиии им не чужды.

6. «Приложения мало сделать, их нужно еще продвигать, а на это нет бюджетов».

Позвольте по Станиславскому: «Не верю!». У каждой компании есть уже рабочие механизмы поиска новых и удержания старых (лояльных) клиентов. Вот к этим механизмам и нужно добавить несколько фраз о том, что теперь доступны и приложения. Кто-то скажет, что это слишком общий ответ, но это правда! Есть сайт в Интернете? Разместите информацию на нем. Есть большая группа в соц.сетях — упоминания там дадут установки. Есть один магазин с входом на улице? В нем полно мест, где можно разместить простейшую рекламу приложений (затраты на типографию — копейки).

7. «У нас совсем небольшой бизнес и нет шансов «зацепиться» за телефон клиента».

Этот аргумент, пожалуй, самый сложно оспоримый среди прочих. Скажу так — любой магазин может сделать себе мобильное приложение, и у него будут установки, т.к. у любого бизнеса есть свои лояльные клиенты, которые осуществляют регулярные покупки. Но здесь стоит отметить, что создание и поддержка приложений стоит определенных средств, и вложения (даже минимальные разовые) будут окупаться довольно долго для небольшого Интернет-магазина. Я не берусь оценить, какого размера должен быть проект, чтобы отцы-основатели задумались над приложениями, наверное, можно оценивать выделяемые бюджеты на рекламу.

8. «Мобильные приложения хорошо будут работать только для тех интернет-магазинов, у которых есть доставка».

Вовсе нет. У нас есть заказчики — сетевые компании, у которых нет доставки на адрес. Для них приложения — это дополнительный канал коммуникации с потребителями.

9. «Оборот просто «перетечет» с сайта на приложения, и в сумме мы не получим больше дохода, а затраты вырастут».

Очень часто сталкиваемся с таким возражением, особенно оно популярно среди опытных людей в части электронной коммерции. Я довольно долго пытался найти цифры, которые смогут наглядно подтвердить обратное, но не смог. Дело в том, что нужно взять период, когда мобильных приложений у клиента не было, затем ему их сделали, и сравнить. Но ведь есть еще масса других факторов, влияющих на оборот. Разумеется, какие-то клиенты перестали заказывать через сайт и переключились на мобильные приложения. Но они продолжают делать заказы, регулярно видят логотип (иконку) компании на своем телефоне или планшете (неплохой канал продвижения бренда, стоит отметить), и компания может с ними активно взаимодействовать посредством push-уведомлений.

В заключение отмечу, что заказы из приложений — важный, но не единственный метод использования возможностей мобильных устройств.

Используйте современные технологии в своем бизнесе!

 

Комментарии

comments powered by HyperComments