За месяц сайт посмотрели 5 782 посетителя

Колумнисты

Cергей

Нужна ли франшиза вашему бизнесу?

Последние три года мы наблюдаем тренд масштабирования бизнеса через франшизу. Такая статистика весьма заманчива для многих предпринимателей, которые достигли, по их мнению,  уже «значительных» результатов в текущем бизнесе и готовы передать свою технологию всем желающим также зарабатывать. Но не все «будущие франчазеры» осознают всю тягость создания франшизы и ответственность ведения франчайзингового бизнеса. Команда ГК «Персональное Решение»  делится опытом создания собственной сети. На счету компании более 450 проданных франшиз с представительствами в 7 странах мира.

Идея создания франшизы

Во франчайзинге наша компания уже почти 4 года. Тогда в 2012 году наш бизнес вышел на обороты в десятки млн рублей и к нам обратились предприниматели с просьбой открыть такой же бизнес в их городе. Так мы пришли к франшизе. На тот момент рынок франчайзинга был совсем другим, многие просто даже не знали, что такое франшиза. Сейчас же мы свидетельствует прирост рынка франчайзинга ежегодно 10-15% ,  объем рынка в 2016 году порядка 2 млрд. рублей. Но с увеличением количества франшиз увеличивается количество сомнительных бизнес- идей. И мы не говорим об аферистах, желающих наживиться на паушальных взносах, это те,  кто  имеет прибыльный бизнес, но не смог создать качественную франшизу.

Почему бизнес растет, а франшиза «не заходит»?

Представьте себе, что вы франчайзер, франшиза продается «потихоньку» не более 2-3-х в месяц. Таким образом, уже через полгода, у вас будет около 15 партнеров. В этот момент и начинается «бездна».

Первое с чем вы столкнётесь, что партнеры регулярно задают вопросы по широкому списку тем: «А какое ИП открыть?», «Что такое Директ?», «Распечатайте мне пошаговую инструкцию, мне в интернете неудобно читать?».  И на все вопросы, нужна обратная связь. В связи с этим возникает потребность создание  отдела поддержки партнеров.

При этом работу партнеров нужно регулярно проверять, т.к. они делают ошибки, а сеть должна работать по единым стандартам – здесь потребуется отдел качества. После покупки франшизы желательно, чтобы партнер приезжал в головной офис на обучение и стажировку – поэтому нужен отдел продукта и бизнес-тренеры. Чтобы быть с партнерами на «одной волне», нужно выстраивать с ними систему общения – проводить съезды, вебинары, телемосты и т.д. А для того, чтобы эффективно продвигать и продавать франшизу, нужна очень сильная инфраструктура: отдел маркетинга, который будет заниматься только этим; особый отдел продаж, который является экспертным, т.к. у незнающего человека франшизу не покупают.

Многие не осознают, что франчайзинговый бизнес подразумевает под собой наращивание новых компетенций и создание большой структуры, механизма, состоящих из разных отделов.  Поэтому на рынке появляются некачественные франчайзинговые предложения неумышленно, так сказать из-за незнаниея, некомпетентности. Ко всему этому и мы пришли не сразу, через собственные ошибки и шишки.

Как же оценить предпринимателю свои возможности?

Чтобы передать готовый и рабочий механизм на рынок советуем оцифровать все возможные бизнес-процессы. Ваша пошаговая инструкция для франчайзи не должна выглядеть как так сказка: «Пойди туда не знаю, куда; сделай то, не знаю что».

Пропишите для всех сотрудников должностные инструкции и системы мотивации, скрипты, внедряйте CRM-системы. Лишь когда бизнес технологизирован и оцифрован, он будет готов к масштабированию.

Будьте готовы, что в определенный момент франчайзинговое направление станет отдельной бизнес-единицей. Можно сказать, вы станете владельцем двух бизнесов. И как говорится: "На двух стульях не усидишь", поэтому для эффективного роста придется менять структуру управления и ведения бизнеса.

И главное ответственность. Глыба ответственности свалится на вас в виде «франчайзи». Все их неудачи будут связаны лишь с недостатками вашей бизнес-модели, поэтому будьте готовы «нянчится» с вашими представительствами, как родная мать. Всех их проблемы будут вашими. А всех их неудачи сразу скажутся на репутации головного офиса. И если все эти «запугивания»  вас не страшат, дерзайте.  Рынку всегда будут нужны рабочие бизнес-модели.

31.10.2016

Комментарии

comments powered by HyperComments