За месяц сайт посмотрели 5 782 посетителя
Адреналин

Дай погонять!

Сергей Видякин

Дата рождения: 01.06.1963 г.

Образование: Московский авиационный институт (незаконченное); Нижегородский автотранспортный техникум; Кировская сельхозакадемия.

Карьера: 1985 г. — механик и слесарь на разных предприятиях; 2004 г. — завод ЖБИ, зам.директора; 2005 г. — Кировское отделение Сбербанка, главный механик автотранспорта; с 2006 г. — клуб прокатного картинга «Шумахер отдыхает», директор.

— Одна педаль — газ, другая — тормоз... все элементарно, почти как в бизнесе, — Сергей Видякин, директор картинг-клуба «Шумахер отдыхает»

Водитель ты или «блондинка»?

— Говорят, картинг — отличный тест твоей «дружбы с рулем». Особенно для тех, кто собрался сдавать на права. Либо ты сел и поехал, либо на первом же повороте, как «блондинка», зажмурил глаза и бросил руль. Некоторые умудряются давить на обе педали одновременно и спрашивают: «Почему не едет?» Здесь сразу виден талант водителя или его отсутствие… Пробовать управлять картом можно уже с 5 лет.

Но сам я прошел другую школу: в молодости занимался мотокроссом, выступал за детскую сборную Москвы. Считается, если ребенок научился грамотно ездить на мотоцикле, он с любой автотехникой будет на «ты».

Моя тяга к «железу» родилась, наверное, еще в детстве: как и все деревенские мальчишки, я любил вертеться вокруг тракторов, машин, мотоциклов, потому и выбрал профессию механика.

Однажды в журнале «За рулем» случайно увидел статью про московский прокатный картинг. Загорелся идеей, даже съездил в столицу на разведку, узнал, как у них бизнес организован.

А потом взял кредит, купил 2 карта и прицеп к машине, чтобы было на чем их перевозить. На большее денег не хватило... Постепенно сын подключился к делам.

Картодрому здесь не место

Стали искать территорию. Договорились на место в Александровском саду, где сейчас детские аттракционы. Но трассы там не было: кто в скамейку врезался, кто — в урну, кто — в дерево. Сколько всего разбили…

Помню, пришли погонять жених со свидетелем (на набережной свадьбы — не редкость) и так увлеклись, что заехали под металлические ворота. Вся железная конструкция свалилась на них сверху, все в шоке — думали, придавило обоих. Но, к счастью, обошлось без травм.

Позже посыпались от пенсионеров жалобы на шум, и нас попросили съехать. Оказалось, не так просто найти в городе подходящую территорию: чтобы и асфальт был хороший, и рядом не было жилых домов. Даже если уровень шума соответствует норме, все равно находятся противники картодрома под своими окнами, и администрация вынуждена их поддерживать.

Другая проблема — чтобы заасфальтировать трассу для картинга, надо не меньше 8 миллионов рублей. С такими затратами только на окупаемость будешь работать лет 50, и то, если арендодатели не выгонят.

Колеса по всему городу собирали

В итоге приютились мы на месте, где раньше были то троллейбусный парк, то рынок, то автостоянка, пока совсем не забросили. Кустики повыдергивали, ямы раствором цементным замазали. Общая площадь вышла примерно 85х35 метров — мало, конечно, но и за то спасибо. Трассу решили колесами выложить — не один день собирали и по шиномонтажам, и по канавам. Набрали около 450 штук — для границ траектории хватило. Посетители спрашивают, почему она каждый год одинаковая, предлагают изменить. Но мы не выбираем — выкладываем, где покрытие более ровное, иначе по кочкам придется ездить.

Зимой с этим проще: колеса убираем и делаем ограждения из снега — брустверы. Вот тут уже можно немного пофантазировать с поворотами. Дворника держать нам не выгодно (всю выручку придется ему отдавать), да и лопатой территорию не осилить. Пришлось придумать и сварить косой отвал, как у бульдозера — прицепляем к машине и сами чистим снег по нескольку раз в день.

Кому — грязи, кому — снега

Сезонность нашего бизнеса целиком зависит от погоды. Летом посетителей больше, в межсезонье почти никого не бывает. Но изредка приходят те, кому, наоборот, хочется больше луж и грязи: чтобы после гонок — прямиком в баню. На мой вкус, зимой гонки намного интереснее: на льду и по снегу больше мастерства требуется. Летом любой проедет, как и медведь в цирке.

Цена круглый год одинаковая: для детей 5 минут стоят 100 рублей, для взрослых — 150. В сезон не раз приходилось слышать восклицания, что здесь «деньги рекой текут», но никто не считал наши расходы.

Сейчас у нас 5 картов, 2 детских из них купили совсем недавно, средняя стоимость каждого — 95 тысяч рублей. Двигатели «Хонда» плохим бензином не покормишь, берем 95-й, средний расход — 4 литра в час на каждый карт.

Ремонты бывают ежедневно: машины ломаются, никуда от этого не денешься. Покупать каждый раз импортные запчасти дорого, пытаемся своими силами приспособить то, что есть.

Как-то конкуренты, открывшиеся неподалеку, пригрозили, что отобьют у нас всех клиентов. Но через какое-то время они к нам же пришли продавать свои карты, не окупили бизнес. А секрет прост: мы не делим работу — сами снег чистим, сами карты чиним, сами на кассе стоим и с посетителями общаемся.

Ковыряются в моторах,но не гоняют

По статистике, прокатный картинг хорошо себя чувствует лишь в городах-миллионниках. Правильно говорят, невозможно содержать в деревне супермаркет.

Но есть исключения — в Ульяновске, например, построили комплекс с трассами для картинга, авторалли, мотокросса, для шоссейных гонок. Все по западным нормам: электронный хронометраж, трансляции на компьютерах с возможностью распечатки, инфраструктура с мастерскими, кафе и даже сауной. Нарядят, посадят — и катайся, спрос — небывалый. Нам такое только снится.

В 70-80-е годы в Кирове было около 70 секций по картингу, сейчас одна осталась, и та без трассы: дети лишь в моторах ковыряются, а погонять не могут. С перестройкой весь спорт угас, минимум внимания хватает лишь на хоккей с футболом (что покрупнее), да шахматы с шашками (что почище и проще).

Что уж говорить о профессиональном картинге… Чтобы заявить о себе за пределами области, спортсмен должен вложить в конкурентоспособный карт минимум 150 тысяч рублей.

К экипировке требования меняются каждый год: шлем стоит от 5 тысяч рублей, столько же — ботинки, костюм — минимум 20. Допуск на соревнования — 30 тысяч рублей. И сможет ли приз за победу окупить эти вложения — большой вопрос.

В Кирове есть таланты, но нет условий для их развития. Невозможно научить стрелка стрелять без стрельбищ, а пловца плавать без бассейна.

А самое страшное, что еще лет 15-20 — и уйдет советское поколение тренеров, не вырастив себе смены. Кто потом будет учить? И будет ли кого учить?..

— Одна педаль — газ, другая — тормоз... все элементарно, почти как в бизнесе, — Сергей Видякин, директор картинг-клуба «Шумахер отдыхает»

Кто в скамейку врезался, кто — в урну, кто — в дерево. Сколько всего разбили...

Про картинг

  • Придумали его военные летчики США в середине прошлого века, устраивая гонки по взлетной полосе на небольших тележках для подвоза авиационных бомб.
  • В переводе с английского cart и означает «тележка»;
  • Go-Kart Company — первый производитель картов появился в 1957 году;
  • В 1960 году картинг официально признан одним из видов спорта;
  • Прокатные карты развивают скорость до 40 км/ч, спортивные — до 150 км/ч;
  • Наибольшая зафиксированная скорость на карте с реактивным двигателем — 407 км/ч;
  • Многие гонщики «Формулы 1»: Михаэль Шумахер, Мик Хаккинен, Фернандо Алонсо — начинали карьеру с картинга;
  • По требованиям Международной автомобильной федерации трасса для картинга должна быть длиной 400-1200 метров, шириной 6-10 метров, длина прямого участка не более 100 метров.

Комментарии

comments powered by HyperComments