За месяц сайт посмотрели 5 782 посетителя
О вечном

Нации не живут без культуры

Даниил Крамер

21.03.1960 г.

Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных.

С 1983 — Государственное музыкальное училище имени Гнесиных, преподаватель, Московская Государственная филармония, солист;

с 1986 — Москонцерт, солист;

с 1995 — организатор концертных циклов «Джазовая музыка в академических залах», «Вечера джаза с Даниилом Крамером», «Классика и джаз»;

с 1996 — «Современный джаз России», музыкальный редактор серии аудиокассет;

с 1994 — Московскоя консерватория, руководитель класса джазовой импровизации.

Если бы я был бизнесменом,

то выбрал бы стезю, близкую к консалтингу — договариваться с людьми, находить общие точки соприкосновения, наводить двусторонние контакты.

Когда начинают экономить на культуре,

обычно вырастает бездушное поколение, которое отказывается служить стране. Они живут по принципу: «А что я буду с этого иметь?» Такое поколение растет и сейчас. Это прямое следствие кризиса, во времена которого первым делом страдает социалка и культура. И это неправильно. Сейчас действительно у людей стало меньше денег на билеты, попадается много концертных залов с ограниченными возможностями. Но не надо забывать, что на культуре зиждется физическое выживание нации. Нации не живут без культуры, не получается.

Меня считали национальной гордостью Харькова, а сейчас

после известных событий, видимо, уже не считают. Давно не был на Украине. Мой менеджер, который готовил для меня там тур до 2014 года, просто пропал. И я уже 2 года не знаю, где он. Разок мне позвонили старые друзья из Харькова и сказали, что хотели бы видеть меня на концертах. Но больше не звонят.

Огромная ошибка моей страны

и нашего премьер-министра в частности — сказать, что у нас через пару десятков лет не будет денег на пенсии. Поэтому я благодарю бога за то, что моя семья живет в Германии: эта страна относится к старикам не так, как Россия. Думаете, захочет креативная и амбициозная молодежь работать на государство, которое через 30 лет скажет — увы, мы банкроты, денег на ваши пенсии у нас нет. Пенсия — это показатель эмиграции из нашей страны. Останутся ведомые, а ведущие будут уезжать. Или для того, чтобы ведущие вернулись, надо будет платить им в четыре раза больше. Тогда в обществе наступит откровенное разделение на так называемый «золотой миллион» и остальную толпу.

Рояль – инструмент, который не поддается физическому объяснению.

В нем — рычаг, молоток, струна. Больше ничего. Но когда два музыканта играют одну и ту же сонату Моцарта одинаково хорошо, почему после одного зритель уходит равнодушным, а после другого — со слезами на глазах и с поющей душой. От чего это зависит? Мистика. Обмен энергиями. Но какими? Никто их не видит, не понимает. Это нечто, не поддающееся физическому объяснению. Поэтому опытные педагоги, когда начинают работать со студентами, говорят: «Пока я могу тебе все объяснить, а ты можешь это понять, мы с тобой занимаемся ремеслом. А вот когда я тебе нифига не смогу объяснить, а ты не сможешь нифига понять, а только почуять — вот с этого момента мы с тобой начнем заниматься музыкой». 

Я могу верить в верность своей жены:

она меня никогда не обманывала. Верю в любовь своего ребенка, потому что каждый день нахожу этому подтверждение. Верю в искусство, в природу, в человечество пока не сильно — оно не сахар. Верю в гениальность детей, но, как видите, она не всегда оправдывается. Могу ли я верить и в бога? Моя мистическая сущность подсказывает, что есть нечто, не поддающееся моему разумению, если это называется богом, ок. Я убежден, что понятие души реально не потому, что об этом говорят религии. А потому, что я работаю с ней каждый день. При этом я не понимаю, что это такое. Где она? В сердце, в мозге, да хоть в пятке — все равно.

Уметь читать — не значит рассказывать содержание книги и сдавать ЕГЭ.

Это разные вещи. К сожалению, сейчас в школе учат воспринимать только сюжеты, а по телевидению кормят динамическими жвачками. А меня учили читать. Поэтому сегодня вы ко мне пришли брать интервью. Мое умение читать связано напрямую с умением играть, чувствовать, понимать то, что играю. Это неотделимо. Человек, который умеет читать, постигает собственную суть, суть взаимоотношений с другими людьми, нациями, с природой. Суть значения истории.

Все дети гениальны, и появление бездарности связано только с одним:

родители не смогли определить, в чем гениальность их ребенка. Негениальных детей нет. Ваш ребенок может быть превосходным сталеваром, а вы делаете из него посредственного скрипача. Большинство людей, которых мы называем офисным планктоном — это гении, не нашедшие себя. Не могу сказать, что их надо жалеть, потому что жалость — плохое чувство. Просто надо понять. Не ждите от меня рецепта, как открыть гениальность в ребенке. Это зависит от вашего умения раскрыть его способности. И от удачи. В этом плане фортуна в детстве посмотрела на меня лицом, а не пятой точкой. Мне сразу было ясно, что я природный музыкант. 

Один раз у меня была мысль вложить деньги —

это было во время кризиса 90-х гг. Тогда я начал интенсивно ездить зарубеж, стал зарабатывать своими концертами твердую валюту. Но быстро понял, что не бизнесмен от природы. Я музыкант. Не умею делать деньги, меня это не привлекает. Умею зарабатывать. Это мой путь. Делаю свое дело, получаю часть своих денег как продюсер фестивалей и композитор. Зарабатываю свои гонорары, живу достойно, мне хватает.

Миллион долларов я не заработал никогда, а первый миллион рублей не произвел на меня впечатления.

Скорее всего, я даже не заметил, как его заработал. Потому что деньги приходят и уходят. Это средство достойно жить. Но на роскошные дворцы никогда не тянуло. Живу в комфортной квартире. «Бентли» и «Феррари» не нужны — прекрасно езжу на «Тигуане», а жена — на «Вольво». У меня есть мой инструмент, современный компьютер, книги, возможность отдыхать на хороших курортах. Что еще требуется для жизни? Жена не просит бриллиантов в 300 каратов, они ей не нужны. Дочь тоже не просит, она пишет диссертацию.

Я из чистого эгоизма попросил бы у Бога

лишить человечество двух возможностей — врать и завидовать. Тогда мир кардинально бы изменился. И не надо было бы никакого коммунизма. Но это невозможно физически, человечество не переделаешь. Вранье и зависть присущи 80% людей. Вспомните, кто мы. Потомки тех, кто выжил. Как они выживали, начиная с каменного века? Кто — за счет силы и храбрости, другие — за счет хитрости, а некоторые — за счет подлости. Поэтому мы такие разные.

Такое ощущение, что мы с вами в лаборатории

и наша планета — горошина под микроскопом. Я практически убежден, что мы внеземного происхождения. Слишком много несоответствий. Непонятно, откуда мы взялись, как получилось, что все, кто стоял на нашем пути, вымерли. Странным образом исчезли неандертальцы, населявшие Европу тысячи лет. Как будто они просто перестали рожать. Когда я анализирую катастрофы, в результате которых вымирало до 95% всей жизни на Земле, и задумываюсь, что только в результате этого вымирания мы с вами существуем, меня оторопь берет! А когда я прочитал, что такое камни ики и дальневосточные пирамиды, которым более 10 000 лет... Когда начал анализировать праязык, а он очень похож  на компьютерное воплощение языка. Это же ум за разум заходит! Ну не тянет легенда о том,что камни для египетских пирамид таскали рабы. Невозможно построить в Латинской Америке эти громадные циклопические блоки, которые чуть не лазером вырезаны, до сих пор такой технологии нет, да еще с такой сложной конфигурацией взаимных зацепов камней. Это до сих пор не могут сделать! В учебнике по истории Перу даже нет упоминания о пустыне Наски — там, где обнаружены высеченные километровые иероглифы и странные пауки, которые вообще не с этого континента. Вот тебе и официальная история! Да и сколько раз она менялась. Скорее всего, это полное вранье. Есть объективные вещи, которые определяются раскопками. Ну что вы будете делать с Махенджадаром, который явно погиб от ядерного взрыва 4000 лет назад? Каким макаром 4000 лет назад состоялся ядерный взрыв? Если нет, то откуда там зеленое стекло, которое из песка получается только в результате ядерного взрыва?

Возможно, людей из нас способно сделать только искусство.

Заметьте, и насекомые, и животные умеют делать все то же самое, что и мы. И кое-что — даже лучше! Они летают, строят, воюют, создают империи и иерархию. У одного из видов осы бетон крепче военного. Посмотрите на коэффициент прочности паутины паука: он прочнее стали. Почитайте о тактике войны шершней против пчел. Я всегда думал: какой инстинкт мог заставить пчел изобрести единственный способ убить шершня — нагреть его тело трением своих тел до неприемлемой температуры? Это надо же было додуматься во время боя облепить тело врага, которого не берет твой яд, начать о него тереться, греть, чтобы погиб. И при этом мы говорим, что у насекомых нет разума? Но как же объяснить эту фантастику? В самом деле, есть вещи, попытки объяснить которые теорией Дарвина вызывают хохот.

Мы с вами живем на свете именно потому, что все остальные погибли.

Пермское вымирание. Мезозойское вымирание. Кембрийское вымирание. Страшные катастрофы уничтожали одну жизнь, а на месте ее зарождалась другая. Это самая настоящая лабораторная жестокость на благо человечества. Однако нет гарантий, что через 20 лет не вымрет само человечество и не появятся следующие поколения существ, которые про нас ничего знать не будут, как динозавры не знали про млекопитающих, бегающих у них под ногами. Кто руководит процессами жизни и смерти? Высший разум, доброжелателен ли он к человеку? Думаю, что нет. Ведь сама Библия показывает не сильно любящего бога. Один потоп чего стоит! Всегда хотелось задать вопрос: чем виноваты все остальные муравьи или олени, которые погибли, почему ты взял только двух? Хотя этот вопрос можно задать при любой войне, при любом несчастье.

22.09.2016

Сентябрь 2016 №9 (94)

Комментарии

comments powered by HyperComments