За месяц сайт посмотрели 5 782 посетителя
Путеводитель

Колыбель богов

Альберт Хлюпин

Дата рождения: 04.08.1971 г.

Образование: Кировское художественное училище, преподаватель; ФГБОУ ВПО «Пермский государственный институт искусства и культуры».

Карьера: с 1986 г. — Кировский областной краеведческий музей, сотрудник исторического отдела, с 1991 г. — кооператив «Каменный цветок» (г. Москва), с 1994 г. — директор Вятского палеонтологического музея.

— Я стремился ощутить духовность мест, куда люди приезжают за просветлением, — Альберт Хлюпин, директор Вятского палеонтологического музея о путешествии на Тибет

Место, где зачали Будду

— Едем по трассе на джипах. Неподалеку в горах идет дождь, а солнечное освещение падает так, что словно видишь картину Рериха во все небо! Мы останавливаемся, выходим из машины и молча смотрим. Когда глушишь двигатель, нет вообще никаких звуков. В ушах звенит. Это абсолютнейший сюрреализм!

Настоящим откровением для меня стало знакомство со священным для буддистов озером Манасаровар, находящимся на высоте 4557 метров над уровнем моря. Считается, что здесь был зачат Гаутама Сиддхартха, первый Будда. Последователи индуизма тоже почитают его как первый объект, сотворенный в сознании Брахмы. Даже само название озера состоит из слов на санскрите manas (сознание) и sarovara (озеро). Его берега — место паломничества. А купание в ледяных водах Манасаровара очищает карму, освобождая человека от власти материального мира.

Я привык в Тибете мириться с несовершенством организма, потому что на таких высотах обострились все болезни, какие у меня были

Я уходил гулять к озеру, встречал прямо в горах какие-то святилища, где даже не ступала нога туриста. Находил ступы, тибетские цветные флажки с пожеланиями и видел тысячи древних камней с высеченными на них священными текстами. На многих из них нанесена самая известная мантра «Om Mani Padme Hum!» — «О, жемчужина, сияющая в цветке лотоса!».

Когда ты один на один со всем этим Космосом, и никого вокруг нет, то остается лишь созерцать прекрасное, растворяясь в образах вокруг себя... Сидишь на берегу чистейшего изумительного озера, и к тебе подплывают птицы. Над горизонтом возвышаются Большие Гималаи, покрытые вечными снегами, и отражаются в бирюзовой воде озера.


«Целующий небеса в их самой вышине...»

Кайлас — одно из чудес юго-западного Тибета, священная гора для многих религий: шиваитов, ламаитов, буддистов и религии Бон. На ее вершине, кстати, никто не был. По крайней мере, истории такие факты неизвестны. Снаряжали несколько экспедиций, но они так и не дошли до максимальной отметки. Тибетцы верят, что этого никогда и не произойдет, так как каждый попытавшийся подняться на Кайлас будет сражен богами насмерть. А прикоснувшийся к священной горе изойдет язвами и будет долго и мучительно болеть. По слухам, в этом месте еще до Всемирного потопа был построен легендарный «Город Богов».

В августе гора вся в облаках и открывается только к вечеру. Мы выехали утром, и надежды ее увидеть не было. Но когда приблизились, облака расступились и открылась вершина Кайласа, самой гигантской пирамиды на планете. Шиваиты называют ее «Горой свастики», потому что с южной стороны две трещины под определенным углом дают вид идеального креста, а вершину горы образуют девять гигантских ступеней, напоминающих пирамиды Южной Америки.

Если на улице подходит человек, закрывает глаза и высовывает язык — это означает «здравствуйте»

Древнеиндийский эпос «Махабхарата» описывает Кайлас как «Целующий небеса в их самой вышине...» Но высокая гора не давит, а возвышает. Возле нее испытываешь очень мощный приток энергии и одновременно боль. У нас скрутило животы, как только подошли к горе. Я вообще привык в Тибете мириться с несовершенством организма, потому что на таких высотах обострились все болезни, какие у меня были. Что неудивительно — это самое высокое в мире плоскогорье. Когда путешествуешь на высоте 5-6 км, организм ведет себя совершенно по-другому. Из-за давления голова «взрывается». Горную болезнь не предотвратить полностью, но с ней вполне можно совладать. Главное, вооружиться медикаментами.

Курица по цене коровы

В Тибете мы были в сезон дождей, хотя обычно там очень сухо и совсем нет деревьев и кустарников. Это абсолютно голая высокогорная равнина, покрытая цветами и низкой растительностью. Словом — тундра.

Местные жители научились справляться с тяжелыми условиями. Тибетцы, кстати, очень дружелюбные, улыбчивые и спокойные люди. Но бедные, поэтому для тех, кто путешествует по Тибету, я бы рекомендовал быть аккуратнее. Советую не раскидываться деньгами и обязательно торговаться, потому что вам могут «впарить» курицу по цене коровы. Если у вас есть гид, торгуйтесь вместе с ним. Английский там не знает никто.

Трудности в общении с местным населением не единственная проблема. В Лхасе, исторической столице Тибета, хорошие отели, но в других городах не очень: сносный сервис за приемлемую цену. А вот на маршрутах возле Кайласа и Манасаровара про сервис лучше вообще забыть. Там стоят гостевые домики на четыре человека с достаточно спартанскими условиями: туалет на улице, вода только в озере. Желательно с собой брать спальный мешок, потому что в некоторых отелях может быть нечистое белье.

Как здороваться языком

Прежде чем ехать в Тибет, нужно сначала изучить его культуру, чтобы не быть шокированным, например, свастикой на каждой двери. А если на улице подходит человек, закрывает глаза и высовывает язык — это означает «здравствуйте». Обычно так здороваются старики, а представители молодого поколения просто говорят: «Таши делек».

Странной может показаться и традиционная тибетская пища. Я не ем мясо, но кроме него там почти ничего нет — тибетцы разводят яков и овец. За эту поездку я килограммов шесть потерял, так как мне пришлось питаться одним рисом и просроченными сухими завтраками из местной лавки.

Злаковая диета закончилась на девятый день, когда мы спустились с Гималаев в Катманду, Непал, чтобы погреться и привести себя в порядок. Весь Тибет мы проехали с запада на восток — 1200 км. Но в долгой дороге не задумываешься о трудностях — я стремился ощутить духовность тех мест, куда люди приезжают за очищением, просветлением. Здесь обрел себя. Будто я, настоящий, всегда сидел на берегу озера Манасаровар и ждал, когда физическое тело придет за мной. Я изменился. Навсегда.

Комментарии

comments powered by HyperComments