«Белые» выигрывают
Как защитить себя от недобросовестных партнеров — Андрей Брызгалов, руководитель BL-Group Co
С круговой порукой
— Есть афоризм, что бизнес — попытка одного человека обмануть другого и на этом заработать. Ты получаешь доход за счет того, что до конца не называешь реальную стоимость товара. Конечно, это утрированно.
Но есть реальные случаи, когда партнеры по бизнесу ведут себя недобросовестно: «подставляют», наносят материальный, имиджевый ущерб. Из-за таких ситуаций я дважды терял все, что заработал, оставался без копейки. Набил шишки.
В Кирове зачастую бизнес «делается в кафе»— накоротке. Хотя любой проект требует большой подготовки: нельзя начинать работу, не подписав договор. Каждый шаг необходимо документировать, заполнять протокол ведения переговоров. Чем меньше мы доверяем партнеру, тем легче проходим любые бизнес-уроки.
На Западе создаются деловые клубы — с жесткими корпоративными правилами. Это своеобразный финансовый пул: все члены вносят средства, которые страхуют ответственность каждого. Круговая порука.
Схемы «подстав»
Бизнес-сообщество должно осуждать поступки нечестных предпринимателей. Информация о тех, кто «подставляет», транслируется по сарафанному радио. Если у меня интересуются, стоит ли работать с тем или иным бизнесменом, могу повлиять на решение, дать оценку. Так и работают неформальные «черные списки».
Попасть в них может каждый, кто использует схемы «подстав» партнеров:
1. Создание фирм-однодневок с последующим банкротством
Самая популярная схема. Партнер изначально не собирается исполнять обязательства по договору.
Как защититься: Есть программы, которые позволяют проверить, как долго компания зарегистрирована на одном лице, по какому юридическому адресу «прописана», есть ли на нем другие фирмы — и если их много, то как они здесь оказались?
Был случай, когда нам предложили выгодное партнерство с иногородней компанией. Навели справки — на адресе создано около 18 компаний на одно и то же лицо. Сразу же подготовили запрос для проверки мошенничества, но, пообщавшись с партнерами, приостановили расследование. Скорее всего, это лишь схема оптимизации налогообложения, а значит, и нет повода для беспокойства.
2. Ложное поручительство
Мошенники используют авторитетных лиц, чтобы оказать на вас моральное давление, убедить сотрудничать с определенной организацией. Но тот, кто скажет о партнере: «Он хороший, классный парень, работай с ним!» — не будет нести никакой ответственности, когда «классный парень» нарушит все обязательства.
Как защититься: Никогда не будете уверены на 100%, где добросовестный партнер, а где нет. Доверились рекомендациям — купили себе горький опыт за деньги, которые потеряли в сделке.
3. «Случайные» ошибки в договоре
Руководитель, не читая, подписывает договор другой стороны или невнимательно знакомится с условиями контракта. Формально — не подкопаешься. Фактически — возможно мошенничество.
Был случай, когда банк отправил документы в электронном виде на подпись клиенту, а тот убрал все проценты по кредитной карте, подписал — и отослал обратно. Специалисты не перепроверили, поставили штамп — и вернули копию договора заказчику. Так мошенник подставил банкиров.
Многие предприниматели ставят подпись только на одной странице документа. Отсутствие подписи на каком-либо листе договора приводит к тому, что другая сторона в итоге фальсифицирует сделку. Попробуй докажи, где истина.
Как защититься: Не экономьте на грамотном юристе, внимательно ознакомьтесь с условиями договора, прежде чем подписывать его. Если представления об условиях сделки расходятся с партнером, составьте протокол разногласий. Оформляйте юридически все этапы работы над проектом.
4. Похищение интеллектуальной собственности
Схема распространена в строительстве, сфере дизайна, рекламе. Недобросовестные заказчики просят подготовить, к примеру, исполнительную документацию, дизайнерский проект, рекламный макет, а потом внезапно отказываются от контракта по причине «мне не нравится». При этом заполучив информацию и объекты интеллектуальной собственности.
Как защититься: Часто в качестве дополнительной опции при продаже товаров или услуг клиенту предлагают: «Если вы закажете у нас продукт, в качестве бонуса создадим для вас индивидуальный проект...» Но прежде чем что-либо делать, в контракте необходимо прописать эту услугу как бесплатный бонус.
Заказчик отказывается от сделки — обязан возместить условную стоимость проекта. Внимательнее подходите к заключению подобных контрактов. Допустите ошибку — сами обречете себя на выполнение бестолковой, бесплатной работы.