— Всегда ищите альтернативу жесткой оптимизации кадров, — Екатерина Пластеева, врач-психотерапевт, гештальт-психолог центра «Зеркало»
Несократимые мстители
— Для директоров один из самых популярных запросов в Интернете: «Как уволить человека, чтобы ничего за это не было?», «7 лучших способов уволить». Настолько примитивно звучит.
Расстаться с сотрудником сложно от того, что при этом нет человеческого подхода. Чаще всего людей просто «выпинывают», отстраненно, без объяснений, шаблонно и грубо — это оскорбительно. В итоге работник горюет даже не о том, что потерял место и зарплату, а о плохом отношении к себе. «Я столько лет работал и заслужил такое прощание?» — справедливо сетует он.
Как следствие, ко мне приходят люди с разочарованием в работе, в себе, в специальности, с недоверием к окружающим. Понимают, что не управляют ситуацией, что они лишь винтики в механизме, которые вышли из строя и стали не нужны. У них возникает чувство злости, агрессии и желание мстить. В адрес начальников сплошной негатив: мол, все они бесчувственные хапуги, которым важны лишь деньги. И переубедить обиженных работников чрезвычайно сложно. Зачастую они судятся с бывшими работодателями и, как правило, выигрывают дело, но сам процесс очень неприятен и драматичен.
Корни проблемы кроются в обесценивании людей. Грустно, что бизнес строится на манипуляциях: как круче обвести напарника, покупателей, сотрудников. И от этих махинаций страдают сами зачинщики: негативная энергия сказывается абсолютно на всех.
И открытка греет
Есть мягкие и жесткие способы увольнения. Я — за мягкие. Если при расставании с сотрудником искренне поговорить и расставить все точки над i, негатива не возникнет. Когда в компании проходит оптимизация — не кривите душой, так и скажите!
Не забудьте отметить, за что вы цените человека, в чем ему нужно дальше развиваться. Обеспечьте уволенного небольшим пособием, договоритесь о дальнейшем сотрудничестве.
И он уйдет окрыленным и будет любить вашу организацию до конца жизни, потому что ему сказали добрые слова и поддержали его.
Здорово, когда в коллективе есть преемственность: человек уволился, а его поздравляют с днем рождения, Новым годом — важная мелочь. Если этого не происходит, другие сотрудники начинают думать: «Когда я уйду, обо мне тоже никто не вспомнит — а зачем я тут тогда стараюсь?» Вы удивитесь, насколько людям достаточно простого внимания.
Разойдитесь по-хорошему
В современном обществе приняты сдержанность, логичность, скрытность. Показать свои чувства — «сопли распустить». Считается, чем бескомпромисснее ведешь себя, тем лучше.
Но даже когда кажется, что без жестких методов увольнения не обойтись, ищите обходные пути.
История №1. Начальник решил поставить на хорошее место свою знакомую. Но без опыта — поэтому сначала попросил подчиненную обучить нового сотрудника, а затем произвел рокировку. Типичная и очень обидная ситуация.
Решение: Хотите принять «своего» человека на работу, но место занято? Во-первых, убедитесь, насколько новичок соответствует должности, достаточно ли он компетентен? Во-вторых, объяснитесь с сотрудником откровенно, обсудите причину: «Ты бы поступил на моем месте так же. Давай подумаем, как помочь тебе трудоустроиться».
Удобные условия обговорены — после этого многие, уходя, будут уважать руководителя. А когда плетут интриги за спиной — вся эта «черная кухня» по выживанию настолько отравляет жизнь, что, увольняясь, человек долго не может прийти в себя.
История №2. Директор фирмы проводил оптимизацию кадров и предложил некоторым работникам уволиться по собственному желанию. Тем, кто отказался, провел внеплановую аттестацию, а затем уволил с внесением записи в трудовую.
Решение: Стимулировать увольнения за счет ужесточения процедуры оценки — примитивный способ. Это создает беспокойство в коллективе, ощущение страха и тревоги. Экзамен полезно проводить для оценки, у кого что лучше получается — на благо компании. А вот аттестация ради того, чтобы уволить, не принесет пользы ни тем, кто уходит, ни тем, кто остается. Поговорите открыто с коллективом: возможно, кто-то согласится работать меньше за меньшую зарплату. Так вы проведете оптимизацию штата без всякого ранжирования «сверху».
История №3. Сотрудник фирмы постоянно подначивал коллектив на конфликты с начальством, язвительно высказывался в адрес сослуживцев и демотивировал коллег. Выговоры и попытки установить четкие границы взаимодействия не работали.
Решение: Есть тип конфликтных людей — лишь бы повздорить. Для них придется применить жесткое увольнение. Наблюдайте, что человек не делает по договору, и тогда уже расставайтесь на законном основании. Но такие люди будут сопротивляться еще на этапе подписания договора: «Что за обязанности? Почему так много? Я не согласен!» Важно «на берегу» проговорить: если условия работы не подходят — значит вам не по пути.
Читайте также: Кто съедает время?
18.07.2014 г.
Июль 2014 / № 07 (68)