Путеводитель

Олег Кочкин — от Грузии до Крыма (0+)

— Грузия — божественный край, богатый красотой людей и природы

Олег Кочкин — от Грузии до Крыма

— Представляете, в Боржоми из обычного крана течет «Боржоми». А чему там, собственно, еще течь? — Олег Кочкин, президент компаний «Вятка девелопмент» и «Вяткаавиа»

 
Главное — люди

 — В Грузии любят рассказывать притчу: «Когда Бог раздавал людям землю, грузины так долго отмечали это событие вином и тостами, что когда пришли получить свой надел, оказалось, вся земля уже роздана... Что ж, и это послужило для них поводом начать новый пир, наполнять кубки благословенным вином и произносить красивые тосты! Бога впечатлило и восхитило грузинское гостеприимство, он расчувствовался и решил отдать генацвале ту землю, что приберег для самого себя!»

И лучше слов не подберешь. Грузия — действительно, божественный край, богатый красотой людей и природы. Куда ни посмотришь — красиво везде: горные и морские пейзажи, архитектура городов, искусно соединяющих далекую историю с сегодняшним днем... Но главное! Главное — люди! Открытые, улыбчивые, гостеприимные, искренне переживающие за отношения с Россией и россиянами.

Вот такой мы открыли для себя Грузию в двухнедельном путешествии на машине. Четыре дня мы провели в Тбилиси и его окрестностях, оттуда поехали на море — в Батуми по дороге через Гори и Кутаиси.
 
Из Батуми домой мы поехали по практически заброшенной дороге по горам Малого Кавказа. Дорога оказалась гораздо интереснее и красивее, чем основная трасса через Кутаиси. Проходила она через населенные пункты Хуло, Ахалцихе и знаменитый Боржоми. Виды здесь открывались очень живописные: мы любовались вулканом Казбек, водохранилищем с бирюзовой водой, отыскали деревушку хоббитов из «Властелина колец».


Полиция в помощь


Дорога, между тем, поднималась все выше и приближалась к перевалу высотой 2 км. А перед Ахалцихе, по окончанию спуска с перевала, начался асфальт хорошего качества.

После села Хуло асфальт закончился и начался отрезок длинной 40 км из камней и глины. Если у вас не джип, однозначно не стоит ехать по этой дороге. Местами появлялся асфальт, оставшийся с советских времен, но в целом покрытие дороги плохое. Поразили местные жители, которые ездят по ней на стареньких Мерседесах С-класса и маршрутки-микроавтобусы Форд и Мерседес.

В Грузии дорожная полиция существует для того, чтобы оказывать помощь водителям. Никого не останавливает и не штрафуетВ Боржоми была примечательная ситуация: я остановился спросить у полицейских, где здесь есть хорошее кафе, чтобы поужинать? Полицейский ответил: «Следуйте за мной», и километра три ехал перед моим автомобилем, показывая дорогу.
 
В Грузии дорожная полиция существует для того, чтобы оказывать помощь водителям. Никого не останавливает и не штрафует. Видимо поэтому ездят в Грузии достаточно безалаберно и совершенно не пропускают пешеходов на переходах. Впрочем, пешеходы даже и не пытаются по ним переходить, во всяком случае, когда я остановился пропустить местных жителей на переходе, то увидел удивление на их лицах, а затем они побежали через дорогу по-диагонали.
 


Отдельно хочу сказать о грузинских лимонадах: они вкусны и разнообразны. В Грузии совершенно забываешь о Кока-коле и Спрайте. Лучший из лимонадов — это «Натахтари» со вкусом винограда сорта «саперави». Кстати, этот лимонад можно попробовать в Кирове в одноименном грузинском ресторане «Саперави».
 
Дальше была российская граница — ад и трэш. Местные осетины-водители не становились в очередь, а объезжали ее, создавая постоянную пробку для встречных машин. Пришлось столкнуться с проявлением совершенно примитивного мировоззрения: я пролезу, я местный и сильный, остальные — второй сорт — меня не волнуют. Пришлось перекрыть дорогу и немного привести очередь в порядок, попутно поставив кое-кого на место.


В Украину ни ногой


Думаете, дальше мы поехали домой? Не такие мы вялые путешественники — отправились в Крым!
Теоретически, из Батуми можно было уехать в турецкий Трабзон и оттуда на пароме уплыть в Сочи, срезав километров шестьсот. Но, во-первых, цена на паром слегка кусалась (16 тысяч рублей за легковую машину и 22 тысячи за джип), а во-вторых, хотелось увидеть горы Малого Кавказа. Без машины можно уплыть из Батуми на «Ракете» до Сочи за 4 тысячи рублей.
На трассе «Харьков — Мелитополь» стоит множество блок-постов армии Украины, Правого сектора, наемников Коломойского, непонятных сил самообороны местных деревень, многие из которых собирают деньги за проезд, а некоторые отбирают и сам транспортВ итоге через Северную Осетию, Кабардино-Балкарию, Ставропольский и Краснодарский край мы доехали до паромной переправы через Керченский пролив. На сегодняшний день — это единственный способ попасть в Крым на машине: через Украину ехать нельзя. Во-первых, через границу не пускают мужчин граждан РФ, во-вторых, на трассе «Харьков — Мелитополь» стоит множество блок-постов армии Украины, Правого сектора, наемников Коломойского, непонятных сил самообороны местных деревень, многие из которых собирают деньги за проезд, а некоторые отбирают и сам транспорт.
 
Во всяком случае, крымский таксист, сдающий свою квартиру в Харькове, не решился ехать за арендной платой из Крыма в Харьков, не смотря на то, что у него старенькая десятка на украинских номерах.

8 км за 30 часов


Итак, мы подъехали к посту ГАИ перед переправой. Нас встретили плакат «Внимание! Время ожидания погрузки на паром до 30 часов» и очередь длинной в восемь километров.
 
Вдоль очереди стоят четыре наряда ДПС, которые обеспечивают в ней порядок, плюс стихийные группы из водителей. Ларьки, силами МЧС расставлены туалеты, есть несколько самодельных душей, которые заправляют из пожарной машины, стоят палатки МЧС с кроватями для бесплатного ночлега, которыми никто не пользуется по причине полчища комаров.
 
Мы решили не мучить себя и оставили машину на платной стоянке. У поста ДПС есть стоянка бесплатная, но и не охраняемая. Вдоль очереди до парома ходит маршрутка.
 
Без очереди на паром пускают автобусы, мотоциклы и путешественников без машин. Стоимость переправы для машины — 1200 рублей, для человека — 162 рубля. Билеты, впрочем, у нас никто не проверял.
 
На переправе работают четыре парома разной вместимости, которые отправляются каждые 15-30 минут. Время в пути — 25 минут. Вместе с нами плыли машины, которые простояли в очереди 26 часов, длинна очереди при этом была 8 км. Когда мы возвращались обратно, очередь была уже 11 км — как долго стояли люди, я не знаю.
 
В обратную сторону — из Крыма — очереди не было вообще. Очевидно, что к концу лета ситуация изменится на противоположную.


Читайте также: Путеводитель по Полярному Уралу от Олега Кочкина

01.08.2014 г.

Оформить подписку на печатный журнал
Подписка на печатный журнал
Бесплатную подписку можно оформить только первому лицу компании