Маленькая принцесса среди мальчишек
— У моих родителей всегда было много друзей, и у всех — сыновья. А я одна такая: маленькая принцесса среди мальчишек. Гости собираются вместе, кто на плечах сидит? Конечно, я. Бабушка работала на швейной фабрике «Заря», поэтому платьев у меня было, кажется, миллион: она шила из остатков — и каждый день можно было выходить в новом. При родителях я вела себя послушно, но как ребёнок 90-х гг. много времени проводила во дворе, росла шустрой, быстрой и, кажется, вечно голодной до впечатлений. Учителя предвещали мне «плохое будущее»: я запросто могла прогулять уроки, подраться с парнями, выкинуть из окна парту, вместо контрольной выбрать соревнования. Я была везде: фигурное катание, баскетбол, волейбол, акробатика — спорт обожала. Школу закончила в 16 лет, особо не думала, какую профессию выбрать, железно знала одно: никогда не стану на кого-то работать. Не любила подчиняться. График «с восьми до пяти» казался кошмаром — как будто жизнь заранее упаковали в коробку и подписали: «Не открывать».
Когда взрослеешь резко, больно и навсегда
Пока училась в институте, торговала на рынке — и в дождь, и в снег, и в мороз. У отца там были точки: как все челночники, он возил из Москвы всё подряд — книги, обувь, одежду. Потом начал возить пряжу для ателье. Я ездила с ним за товаром, мы открыли свой цех трикотажных изделий и даже магазин. Но вскоре трикотаж пришлось закрыть: «Турция» заполонила рынок, и торговать стало невыгодно. Вот он, первый большой урок: если рынок меняется — ты тоже либо меняешься, либо уходишь.
И я ушла работать к маме — в тот момент вместе с партнёром она открыла компанию по продаже алкоголя. Это был 2001 год, и я довольно быстро прошла путь от торгового представителя до директора фирмы. А потом кризис 2008 года, и бешеные долги разрушили нашу компанию. Сейчас я уже понимаю: никакой бизнес на кредитные деньги не построить. Я не верю в такие истории — кредиты всё равно тянут вниз. Тогда собственники, мама с партнёром, со мной не советовались. Да и было мне лет 20, что я понимала? В итоге распродали имущество компании: компьютеры, столы, даже чашки, ложки и вилки — вообще всё. Это был момент, когда взрослеешь резко, больно и навсегда. И я ушла работать риэлтором.
Долги всё равно нужно было как-то закрывать, и мама решила заняться цветочным бизнесом. Я не хотела присоединяться: и так зарабатывала хорошо, меня всё устраивало, а в цветах я не понимала вообще ничего. Почему цветы? Да мы и сами не знали. Тогда цветочников было мало. Мама взяла в аренду помещение, вложились в ремонт и оборудование. Ну как я их брошу? И я всё-таки пришла. Открылись мы 16 февраля, а к 8 Марта нам привезли фантастическое количество цветов: они занимали всё пространство, от пола до потолка. Продать это, конечно, оказалось нереально. И мы снова упали в долги. Оставшиеся цветы было жалко, и мы дарили их просто так по всему городу.
Как нас проверяли на прочность
Я вообще оптимист по жизни, к деньгам отношусь очень просто и любые трудные ситуации переживаю легко. Сначала, конечно, все мы в «Территории цветов» зарплату не получали. Работали каждый день без выходных: сами прибирались, стояли за прилавком, были флористами, занимались продвижением. Отпусков — ноль. И сотрудники тоже работали почти на энтузиазме — так продолжалось года три-четыре. Но, как ни странно, никто не ушёл. Потому что мы строили бизнес на отношениях. Вокруг меня сплотились люди, для которых «Территория цветов» — не просто место работы, а целая жизнь. Забавно, но факт: у нас полколлектива — Весы, как и я. Причём я не подбирала людей по знакам зодиака, они сами как-то «приработались».
Бывали дни, когда жизнь проверяла нас на прочность, причём буквально физически. Однажды 4 марта у нас с потолка лился целый водопад. Дом старый, стоки идут по крыше, а наш магазин оказался самой низкой точкой. Девочки стояли с баками по очереди и ловили воду. Или вот ещё пример, 6 марта в холодильнике упал потолок. Хорошо, что внутри не было людей. А как-то 14 февраля судебные приставы арестовали все цветы. И вот в такие моменты я думаю: если мы опаздываем — значит, мы никуда не опаздываем. Всё случается так, как должно. И вообще, есть только одна проблема — когда кто-то умер. А всё остальное не стоит расстроенных нервов, это можно пережить. В 2015 году мы выиграли конкурс по помещению на Карла Маркса, 23 (потом выкупили его), переехали туда и с этого момента пошли в плюс.
Сын-первоклассник — и у меня за год -10 кг
У меня двое сыновей, но по ощущениям — как десять. У Савелия не мой характер, с ним бывает непросто. Представьте, его выгнали из первого класса платной школы. Я его понимаю, в детстве тоже вытворяла что попало, но тогда мы всё решали самостоятельно, а сейчас другие времена, любая драка с синяками — уже проблема, вызовы ПДН. Но когда я перевела Савелия из платной школы в обычную, туда, где сама училась, всё стало нормально. Он органично вписался в среду: активный, живой, один из многих. Но тот «первый класс» я переживала так, что похудела на 10 килограммов.
Оба сына увлечены хоккеем, и каждый день у нас тренировки — в 6 утра у старшего, у младшего — вечером, и вот мы с другими мамами тоже решили не теряться и организовали свою команду. Теперь с девчонками катаемся по пять тренировок в неделю! Это не просто спорт. Это дисциплина, поддержка, вдохновение!
Я люблю фотографироваться и быть на виду. За прошлый год, пожалуй, самым неожиданным моим поступком стало участие в стендапе. Вообще не моё, казалось бы. Я даже тосты раньше не говорила, сразу микрофон передавала по кругу. А тут вышла на сцену и сказала: «Всем привет, меня зовут Вера, и я красивая». Зал взорвался хохотом. Иногда справиться со стрессом помогают самые удивительные вещи.
«Территория цветов», FMART by flowwow и «Цветут»
Многие знают меня как владелицу магазина «Территория цветов», но в моей собственности ещё два магазина. Один из них раньше носил это же название, он находится у ЦУМа, Октябрьский проспект, 143, но, когда там построили подземный переход и закрыли пешеходный через ул. Воровского, покупательский трафик сильно упал, держать магазин стало невыгодно, даже несмотря на то, что помещение в собственности. И мы решили сделать ход конём — три года назад трансформировались под франшизу цветочной интернет-площадки FMART by flowwow, тогда они были на пике популярности. Это спасло ситуацию.
А третий магазин появился случайно. Просто в один из дней мне поступило предложение, купить цветочный на ул. Ленина, 48. Я пригласила брата стать партнёром, теперь это наш общий магазин. Назвали «ЦвеТут».
Меньше спасать, больше уважать
Я всегда собирала людей вокруг себя и вовлекалась в решение их проблем, помогала, чем получалось — это у меня от мамы. Кого переодеть, кому квартиру найти, кого-то просто поддержать. Иногда ведь человеку немного надо, просто поговорить, и это уже спасёт его от неверного шага. Теперь мне кажется, что у нас не цветочный салон, а центр психологической помощи. Я даже думаю: может, получить четвёртое высшее и стать психологом?
Но я учусь границам, потому что иногда доброту принимают за слабость. Однажды решила: «Больше никого так близко не подпущу, не буду решать проблемы за человека». Меньше спасать, больше уважать. При этом я умею дружить. У меня очень много друзей. С первого класса со мной рядом шесть подруг. Однажды на встрече одноклассников самый хулиганистый парень сказал нам с девчонками: «Если бы не вы, я бы, наверное, не выжил». Он нас защищал — а мы его кормили. Вот такая простая экономика дружбы. На день рождения в прошлом году шестнадцать девчонок прилетели ко мне в Турцию. Я люблю свой день рождения, всегда стараюсь сделать праздник для себя и друзей. Шумно, ярко, с затеей — то дискотека девяностых, то Чикаго. У кого-то по три-пять подружек, а у меня — двадцать. И со многими мы дружим десятилетиями. В людях больше всего ценю честность, открытость и доброту.
Я не стану другой: ни деньги, ни возможности, ни окружение меня не изменили. Я по-прежнему верю в простые вещи: если рядом плечо близких, если есть с кем поговорить, можно выдержать многое. В стране пока непростое время, и открывать новые магазины, конечно, хочется, но в условиях нестабильности и неизвестности лучше переждать. Поэтому пока мы делаем то, что умеем лучше всего: фотографируемся, улыбаемся и продолжаем дарить людям красоту.
