Путеводитель
Август 2012 / №08 (32)

40 метров под водой (0+)

О дайвинг-сафари на большом барьерном рифе, — Александр Дремин, заместитель генерального директора ЗАО «Радиотехник»

40 метров под водой

О дайвинг-сафари на большом барьерном рифе, — Александр Дремин, заместитель генерального директора ЗАО «Радиотехник»

Чтобы русские не напали...

— Бездонная синева... Лучи солнца виднеются на глубине 40 метров... Толщи соленой морской воды... Акулы, разноцветные рыбы-клоуны, груперы, морские звезды... Все это Большой Барьерный Риф, который находится в Коралловом море, неподалеку от северной части Австралии...

На дайвинг-сафари (поездка с проживанием на корабле и подводным нырянием с аквалангом — БК) наше судно отправилось из Кэрнса. Это город, откуда начинаются поездки на Риф. Весь мой путь до Кэрнса занял 30 часов, из которых 22 — время в полете. Я приехал за 3 дня до отправки судна и поселился в отеле в центре города. Неподалеку находилась набережная, на которой во время прогулки я заметил старинную пушку. Самое интересное было написано на табличке у ее основания. Было указано, что пушка отлита в Англии в XIX веке и прислана в Австралийскую морскую бригаду для защиты побережья от возможного нападения российских вооруженных сил. Оказывается, австралийцы оснащали побережье пушками, боясь нападения русских войск! Опасность притягивает

Всего на судне было 11 человек команды и 21 дайвер. Ныряли по четыре раза в день. Первый дайв — до завтрака, последний — ночной. Моим напарником был австралиец Майк, в воду всегда прыгал первым, и мне приходилось следовать за ним.

Максимальная глубина, на которую мы погружались, была 40 метров, это разрешенный максимум для любителей. Я не вижу смысла нырять глубже этой отметки, так как вся прелесть морского мира видна как раз в ее пределах. Погружаясь глубже, замечаешь, что пропадают цвета: розовый, желтый, оранжевый становятся серым или синим, растения и животные на таком фоне просто теряются.

К тому же погружение на глубину более 40 метров требует специального оборудования и подготовки, а без этого может быть опасным. К примеру, когда я был в Египте, то находилась масса желающих погрузиться на глубину 58 метров в Блю Хоул (отверстие в подводной «стене» неподалеку от Дахаба в Египте. – БК). «Голубая дыра» известна как одно из самых опасных в мире мест для погружений, или «кладбище дайверов».

Дурную славу ей создали безответственные дайверы, выполнявшие погружения в этом месте, не обладая достаточной квалификацией и без соответствующего снаряжения. Обманчивая простота прохождения пещеры с одним воздушным баллоном часто приводит к печальному финалу. Самое интересное, что находится много людей, которых опасность не выплыть оттуда не пугает, а, что странно, наоборот, притягивает... И даже табличка с именами погибших, установленная неподалеку, не внушает опасения....

«Рыба в картофелинах» и «конь в яблоках»

Но вернемся к Большому Барьерному Рифу. Риф Cod Hole, входящий в его состав, — место обитания картофельных груперов — рыб длиной около двух метров. Почему картофельных? Никакого отношения к этому овощу рыба, конечно, не имеет. В русском языке есть выражение «конь в яблоках», где «яблоки» — это черные пятна на теле лошади. А в английском языке такие пятна называют «картофелинами», что очень подходит для внешности этой рыбы. Несмотря на свой размер и вид, групер не опасен для дайвера, в отличие от ядовитых обитателей подводного мира. Например, рыбы стоун-фиш. Она настолько похожа на камень, и если, не заметив ее, наколешься на спинной плавник, это может грозить смертельным исходом.

Под надзором у змеи

Были места, которые просто кишат морскими оливковыми змеями. До встречи с ними я знал только то, что это одни из самых ядовитых существ на планете, укус которых всегда смертелен, но на дайверов они практически никогда не нападают. Первый раз, когда встретил морскую оливковую змею, сфотографировал и отплыл в сторону. Но она двинулось за мной. Я – влево, вправо, вверх, вниз, старался оторваться от нее изо всех сил. Она — за мной, как нитка за иголкой. Преследовала, наверное, минут пять. Потом, видимо, воздух у нее кончился, и она уплыла наверх. Позже напарник Майк, смеясь, объяснил, что оливковые змеи очень любопытны, могут плавать рядом с дайвером очень долго, но никогда не кусают.

На следующий день мы ныряли на части рифа «Змеиная яма». Змей там было еще больше, но относился к ним я уже спокойно. А чуть позже видел, как наш инструктор гладила по спинке змею. Создавалось впечатление, что это не ядовитое существо, а домашнее животное!

Экстремалы — в огородах!

В один из дней путешествия мы были на рифе Оспрэй, который отвесной стеной уходит на километр вниз в завораживающую синеву. Изумительная прозрачность воды, прекрасные разноцветные мягкие и твердые кораллы, масса всевозможных рыб, среди которых множество акул. Но вопреки сложившимся стереотипам эти хищники не будут нападать просто так — мы же не их «еда». От них больше всего страдают серфингисты: акулы принимают эту тень от доски за тюленя и кусают. А дайвер чувствует себя среди акул, как человек на оживленной улице — вокруг тебя все спешат куда-то, все заняты своими проблемами и никто ни на кого не обращает внимания. Мы еще шутили: «Знают люди все вокруг, что акула людям друг». Были белоперые рифовые, серые рифовые и серебристоперые акулы. Обычно за дневной дайв на Большом Барьерном Рифе встречаешь одну-две. Они часто лежат на песке под каким-нибудь навесом. Но ближе чем на три-четыре метра дайвера не подпускают, отплывают, а если место им нравится, начинают кружить вокруг тебя. Ночью, конечно, акул встречаешь чаще. Глаза у них, как у кошек, светятся зеленым светом... По статистике, от нападения акул ежегодно погибают около 20 человек, от крокодилов — 200, а от укусов комаров — около 2 миллионов. Мне кажется, что у нас в стране в лес ходить опаснее, чем плавать с акулами. Вспомните про клещей, и станет ясно, что в садах и огородах — куда более рисковый народ...

Перерыв на обед под водой

На Оспрэй-рифе команда судна устроила для нас шоу с кормлением акул. Каменная стена уходила вниз в форме амфитеатра, на склоне которого разместились все дайверы. Мы с Майком заняли место на каком-то выступе, так что можно сказать, что сидели в первом ряду партера.

Началось все с того, что с нашего корабля опустили в воду металлический бачок с отверстиями и закрытой крышкой, в котором находились куски тунца. Для того чтобы акулы не утащили эту емкость в сторону, инструктор Кэрри, надев железные перчатки, привязала бачок веревкой к выступу скалы. Запах наживки быстро почувствовали акулы и картофельные груперы и начали со всех сторон подплывать к бачку. Но невообразимое зрелище началось, когда с бачка сдернули крышку. С несоизмеримой силой они разрывали тунца, а одна из рыб задела мою голову хвостом... Надо сказать, что это зрелище стоило потраченных сил, средств и времени!

1. Большой Барьерный Риф давно признан восьмым чудом света и занесен в список Всемирного наследия.
2. Это крупнейший коралловый риф, растянувшийся более чем на 2500 километров и включающий в себя почти 3 тысячи рифов площадью от гектара до 100 км2. При этом ширина северной и южной его частей совершенно разная — на севере она составляет всего 2 километра, тогда как на юге доходит до 150 километров.
3. На Большом Барьерном Рифе обитает более 400 видов кораллов.

Оформить подписку на печатный журнал
Подписка на печатный журнал
Бесплатную подписку можно оформить только первому лицу компании