— Бескорыстные руководители сегодня — редкость. Выгода прежде всего? — Игорь Карлинский, эксперт ежегодного исследования «Индекс устойчивости НКО», Санкт-Петербург
Неосознанный
— Многие используют благотворительность в маркетинговых целях, но есть и такие, кто, запуская рекламные акции, даже не подозревает, что вступили в ряды благотворителей. Яркий пример: две фирмы за счет схожих действий формируют свой рынок. Одна торгует специальной литературой и бесплатно предоставляет ее библиотекам вузов, вызывая тем самым интерес у потенциальных покупателей. Руководитель фирмы осознает, что действует в рамках закона о благотворительности. Другой же проводит акцию и бесплатно устанавливает программные продукты на школьные компьютеры. Для него это лишь маркетинговый ход: PR и приучение к продукту пользователей. Но и эти действия можно причислить к благотворительным.
Для своих
Во многих компаниях есть внутренние корпоративные программы. К примеру, помощь сотрудникам, оказавшимся в сложной ситуации: денежные выплаты, беспроцентные ссуды, компенсация расходов на лечение. На некоторых предприятиях сотрудникам, у которых есть дети, оплачивают детские сады. В таких случаях руководители вроде бы могут называть себя благотворителями, но они оказывают помощь только «для своих». Одна из их мотиваций — предотвратить текучку кадров.
Притворный
Есть и такие, кто, определяя благотворительную политику своей фирмы, на самом деле решают личные проблемы. К примеру, сейчас распространены пожертвования для частных школ, но если сравнить списки учеников и руководителей фирм-спонсоров, можно найти немало общих фамилий. Фактически родители решают вопрос образования своих детей за счет корпоративных средств. Поэтому их благотворительность, скорее, притворная и имеет даже оттенок лицемерия.
Вынужденный
Коммерческие структуры, особенно мелкие, зависят от отношения к ним местных властей. И чиновники могут намекнуть руководству фирмы на возможность благотворительного участия в акциях, организованных под эгидой властей. Аналогичная ситуация и с силовыми структурами. Но в отличие от 90-х годов действующие начальники подразделений зачастую сами с просьбой о благотворительности не обращаются. Обычно фандрайзингом (процессом сбора средств) занимаются руководители и активисты ветеранских объединений силовиков. Именно они просят финансировать свои организации и программы, намекая на оставшиеся в ведомствах связи и свою способность решать там вопросы.
Скрытый
Встречаются бизнесмены, которые скрывают свои благие действия, заявляя: «Мы вам поможем, только никому об этом не говорите». Помощь оказывают «черным налом» и ни по каким финансовым документам ее не проводят. Другой вариант, когда все финансы в бухгалтерии отражены, но сам факт благотворительности скрывается от публики и СМИ. Обычно это происходит при оказании помощи категориям граждан, на которых общество «навесило» ярлыки. Например, один пафосный ресторан готовил горячее питание и бесплатно передавал его благотворительной организации для раздачи бездомным. Единственным его условием было — никакой информации в СМИ.