О политической перспективе в Кировской области — Ростислав Туровский, вице-президент Центра политических технологий (Москва)
Борьба в вялотекущем режиме
— Кировская область сегодня — один из самых политически неустойчивых регионов России: ситуация здесь в высокой степени не определена. Главная причина в отсутствии ясности, кто станет (или останется) главой региона. И будут ли в Кировской области прямые выборы, либо элиты с санкции Кремля введут новую форму, подобие назначения.
Позиционная борьба может продолжаться не один месяц, как это было и ранее, фактически весь срок правления Белых, но только в вялотекущем режиме. Центр имеет возможность не торопиться: регион нельзя назвать очень значимым, и нет необходимости срочно решать вопрос о власти. По этой причине Кремль и приостановил попытку импичмента Белых: судьба власти в регионе отложена на потом.
Трудно быть любимчиком
Губернатора Белых трудно назвать любимчиком федеральной власти. Вряд ли он вписывается в представления Путина о властной вертикали, да и явно не подходит президенту с точки зрения идеологии. Спасает, скорее, то, что область относится к числу малозначимых, и за власть в ней не борются какие-либо мощные группы влияния федерального уровня. Но удастся ли Белых остаться у власти — остается вопросом.
Когда президентом был Медведев, Белых был призван демонстрировать хоть какое-то партийно-идеологическое разнообразие в губернаторском корпусе, и главу государства устраивало, что в некоторых считанных регионах у власти находятся либералы. Но Путину такая политическая игра вряд ли нужна.
Уже лишился своего поста другой считавшийся либералом губернатор Чиркунов в соседней Перми. Вероятно, перестанет быть главой региона коммунист Виноградов во Владимирской области. Слишком отклоняющиеся от генеральной линии партии губернаторы у Кремля сейчас не в почете: нужны исполнители указаний президентской администрации и федерального правительства, а свободолюбивые политики и экспериментаторы не требуются.
Это еще не конец
Действия силовых структур в Кировской области во главе с Солодовниковым — скорее, попытка предъявить губернатору «черную метку». Обычно силовики создают объективные основания, как и их видимость, для замены главы региона. В их деятельности в Кировской области много политики. Центр через силовые структуры дал Белых понять, что он должен опасаться за свои губернаторские перспективы. Это еще не конец, но на губернатора брошена тень, а его недоброжелатели получили возможность надеяться на его отставку. В худшем для Белых случае, если замена ему будет быстро найдена, давление может вырасти, чтобы заставить его уйти со своего поста досрочно. При этом собственно уголовные дела вряд ли имеют перспективы, поскольку используются в конъюнктурных политических целях.
Без иллюзий в тупике
Приход на пост губернатора стал совершенно новым этапом в политической карьере Белых. Руководство депрессивным регионом — тяжелая работа, не обещающая никаких особенных выгод. Возможно, он избавился от многих иллюзий, но при этом оказался в тупике. Проводить либеральные реформы в отдельно взятом регионе, да еще таком, где востребованы, наоборот, патернализм и левые ценности, было делом бесполезным и просто опасным.
Делать символические жесты вроде возвращения Кирову прежнего имени могло быть логичным для поддержания реноме Белых, но опять же на массовую аудиторию это не могло произвести однозначного впечатления.
Судьба власти в регионе отложена на потом
С другой стороны, стать солдатом на службе у властной вертикали Белых тоже не мог. Тем не менее его приход в регион стал хорошей встряской, самой сильной в истории Кировской области, он позволил говорить хоть о каких-то перспективах, пробудил надежды на перемены к лучшему. В то же время отсутствие у области финансовых ресурсов, а у губернатора — сильной команды, поддержки в местной элите и заинтересованного внимания федеральной власти сводили все перспективы на нет. Возможно, главная проблема — в неподъемной экономике области: кто бы ни возглавлял регион, он рано или поздно окажется в тупике.
Элиты не «утрамбовать»
Приход внешнего человека, «варяга» — это всегда проблема, всегда мучительный поиск общего языка с местными элитами. Губернаторам, имеющим сильные позиции в центре, обычно удается справиться и элиты «утрамбовать». Хотя тоже далеко не всем, о чем свидетельствуют уступки, на которые недавно пошли весьма и весьма влиятельные в высших коридорах власти главы Пермского края и Волгоградской области.
Проблема Белых в том, что местные элиты легко и напрямую могли апеллировать к «Единой России», к кремлевской вертикали, утверждая, что губернатор у них «неправильный». И губернатор не мог с этим ничего поделать. Поэтому у той части элиты, которая состоит в «партии власти» и старается дружить с федеральным центром, есть отличные возможности, чтобы тактически переиграть Белых.
Еще в самом начале правления Белых, вероятно, был смысл вступить в «Единую Россию» и попытаться, заручившись поддержкой тогдашнего Кремля, поставить элиты под свой контроль. По каким-то причинам он этого не сделал. Возможно, играл роль в кремлевской игре по созданию видимости разнообразия губернаторского корпуса. Но это не могло пойти на пользу Белых непосредственно в регионе, где многие хотели бы его сместить.
Раскол элит в этой ситуации становится неизбежным, в том числе среди единороссов. В «партии власти» всегда будут лояльные губернатору политики, но, если губернатор в партии не состоит, всегда будут и те, кто хочет делать карьеру по партийной линии в расчете на федеральную поддержку и на смену главы региона. Это показала и попытка импичмента. Если подобное превращается в крупный публичный скандал, Кремль предпочитает не делать ставку ни на одну из враждующих сторон и продвигать в губернаторы какую-то новую фигуру. Возможно, дело идет именно к этому.
Назад в сонное состояние?
Политическая судьба и Белых и губернаторского кресла — под большим вопросом. Шансы остаться у власти невелики. На выборах он мог бы победить, но губернаторские выборы носят сейчас слишком управляемый характер. Маловероятно, что его кандидатуру будет выдвигать «Единая Россия», а другие варианты могут оказаться бесполезными. В области уже была история, когда элиты заблокировали выдвижение на новый срок Сергеенкова, бывшего слишком «левым» для губернаторства.
Если выборов вообще не будет, это упростит задачу, позволив сделать замену главы региона «тихой», проведя ее по указанию сверху. В таких случаях Кремль чаще переводит губернатора на новую работу, и такое перемещение может стать взаимоприемлемым вариантом для всех игроков в регионе. Область вернется в привычное сонное состояние во главе с «обычным» губернатором, выполняющим команды центра и не вызывающим энтузиазма у граждан. А Белых, вероятно, сможет еще заявить о себе в качестве федерального политика, будь то партийная работа или правительственная карьера.