Что такое хорошо и что такое плохо в организации? — Людмила Проскурина, профессиональный коуч-тренер, помогает руководителю создать кодекс нравственности.
Игра по правилам
Людмила: — За последние несколько лет коучинг достиг пика популярности. Бывшие консультанты теперь называют себя коуч-тренерами. При этом упускают из вида главное отличие сессии от семинара: коуч не поучает вас, он просто задает вопросы, в которых, кроме содержания, есть вдохновение. Профессионал заставляет ваш мозг найти решение проблемы самостоятельно и подталкивает к осуществлению задуманного. Важно одно — проблема должна волновать по-настоящему. Какая задача сейчас приоритетна для вас, для вашей компании?
М: — Просматривая однажды организационную структуру по Хаббарду, заметил странную должность — менеджер по этике. Заинтересовался, чем он занимается целый день — неужели следит за тем, как коллеги общаются? Стал собирать информацию. Оказалось, на одном из кировских заводов разработан даже свой кодекс этики. С тех пор задумался, нужен ли нашей компании такой свод нравственного поведения, какие пункты должны в нем быть?
Людмила: — Почему тема этики так захватила вас?
М: — Когда в организации четко сформулированы «правила игры» и сотрудники с ними согласны — компания поднимается на новый уровень эффективности.
Людмила: — Что сегодня вы знаете о кодексе этики?
М: — Информации мало, хочется увидеть какой-то реальный работающий образец. Кодекс, с которым я познакомился в Кирове, оказался посредственным. Сотрудники его подписали, но ничего в их работе и отношениях друг с другом не поменялось…
За единство средств
Людмила: — Давайте представим, что кодекс этики уже есть в вашей компании и все его выполняют. Что вам это дало?
М: — Упростились коммуникации: не нужно тратить время, чтобы объяснять, почему делать так, а не иначе. Часто вижу непонимание между коллективом и руководством — разные масштабы видения. Работник далеко в перспективы фирмы не заглядывает, но именно от него сегодня зависит будущее. Он может сделать или сказать что-то, что повлияет на компанию в целом. Кодекс этики свел бы все спорные вопросы в единую систему координат — что мы ценим, что допускаем, а чего не приемлем. Единый перечень правил для каждого — от новичка до генерального директора — объединит нас в команду единомышленников, чтобы сойтись не только в целях, но и в средствах.
Людмила: — Продолжим фантазировать: оглянитесь на пройденный путь. Что вы сделали, чтобы достичь взаимопонимания в компании?
М: — Во-первых, собрал информацию и примеры кодексов этики. Во-вторых, вместе с другими руководителями подготовили содержание нашего свода. В-третьих, обсудили его с коллегами и подписали.
Людмила: — Если я подпишу ваш документ, автоматически стану единомышленницей?
М: — Нет, сотрудник должен убедиться, что правила облегчат ему жизнь, что они разумны. Поэтому я думаю создать кодекс на основе общечеловеческих ценностей. С них проще начать. А ориентиры производства плавно из них вытекут.
Дополнительно нужно оговорить условия выполнения. Должны ли быть санкции и поощрения? Или воспринимать кодекс как должное. Например, не бить людей в глаз — поведенческий минимум. Стоит ли благодарить сотрудника за то, что он никого не бьет?
Людмила: — А если бьет, но при этом приносит много денег компании?
М: — Придется попрощаться, потому что своим поведением такой агрессор навредит людям, которые могут быть эффективными в будущем.
Людмила: — Как вы увидите результаты внедрения кодекса этики?
М: — Атмосфера в коллективе станет теплее. Чем комфортнее человеку на работе, тем выше его показатели.
Труд в шоколаде
Людмила: — Когда вы напишете свой свод правил?
М: — От разработки кодекса меня отвлекают текущие дела. С вами я впервые оформил свои мысли в четкие планы. Для внедрения мне понадобится не менее 6 месяцев: до конца года сложить кодекс в своей голове, январь-февраль — разработка документа, март-апрель — обсуждение и принятие.
Людмила: — Что станет для вас толчком, вдохновением?
М: — Помогает взгляд со стороны. Стоит забыть о работе хотя бы на неделю — и ты возвращаешься полным идей и готовым взяться за дело.
Людмила: — Каков в проекте кодекса ваш личный интерес?
М: — Человек счастлив не только когда у него все в шоколаде, но и когда окружающим хорошо. Хочу, чтобы все мы получали удовольствие от работы.
Благодарим за помощь в организации съемки ресторан «Мюнхен».
14.11.2014
Ноябрь 2014 / № 11 (72)