
С мая 2025 года маркетплейсы (Wildberries, Ozon, «Яндекс. Маркет» и др.) начали рассылать селлерам уведомления о риске дробления бизнеса — в рамках совместного эксперимента с ФНС, сообщает РИА Новости. Цель — выявление недобросовестного дробления для ухода от уплаты НДС и налога на прибыль.
Дробление бизнеса — разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными лицами (организациями, индивидуальными предпринимателями), в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами, направленное исключительно или преимущественно на занижение сумм налогов путём применения специальных налоговых режимов с превышением предусмотренных статьей 54.1 НК РФ пределов осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налогов (п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона № 176-ФЗ).
Ключевые признаки дробления бизнеса, на которые обращает внимание ФНС и суды:
- Единый ассортимент товаров и единый или схожий дизайн карточек на товары у разных продавцов. Если у ИП-1 и ИП-2 в карточках полностью совпадающий ассортимент (те же модели, бренды, артикулы), это подозрительно. Постановление 7 ААС от 25.12.2023 по делу № А67-8350/2023: ФНС и судом установлено, что субъекты схемы реализовали на маркетплейсе идентичный товар (деревянная игрушка под торговой маркой Томик). Данный факт был подтвержден первичными документами, договорами поставок, представленными контрагентами – покупателями товара в рамках проведенных мероприятий налогового кодекса.
- Общий IP адрес при сдаче отчетности, входы в банки. Установление данного обстоятельства позволяет ФНС подтвердить факт согласованности действий участников схемы.
- Сотрудники, оформленные у одного из селлеров, фактически выполняют свои функции также и в отношении других селлеров.
- Общие контрагенты (Письма ФНС России от 09.08.2024 N СД-4-7/9113, от 16.07.2024 N БВ-4-7/8051@, от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@)
*единственным контрагентом для одного участника дробления бизнеса является другой участник (Письмо ФНС России от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@); - Доступ в личный кабинет магазинов на маркетплейсе;
- Взаимозависимые поставщики привлекают единых/общих перевозчиков для доставки товаров на склады, распределительные/сортировочные центры маркетплейсов.
- Взаимозависимые селлеры привлекают единых/общих менеджеров маркетплейсов и/или специалистов по интернет-продвижению товаров, маркетинговым услугам.
- Единая «горячая линия», CALL-центр по обращениям покупателей в отношении конкретно товаров, продаваемых селлерами на маркетплейсах.
- Товары нескольких селлеров хранятся и обрабатываются на одном складе, без фактического разграничения между поставщиками (до отгрузки на склады, распределительные/сортировочные центры маркетплейсов).
- Селлеры используют общие контакты, адреса, страницы в социальных сетях, общий «фирменный» сайт.
- «Транзитный» характер движения денежных средств и/или имущества между селлерами.
- Селлеры хранят в одном месте кадровую, бухгалтерскую и иную документацию, печати, штампы, средства электронной подписи и т.д.
- Селлеры используют одних и тех же представителей (в т.ч. лиц по доверенности) при взаимодействии с контрагентами и/или государственными органами.
- Один из селлеров несет расходы/затраты за других (в интересах других) селлеров, без надлежащего оформления и возмещения по таким фактам.
- Сотрудники селлеров, их контрагентов, иные свидетели при допросах описывают бизнес поставщиков как фактически единый бизнес, с единым центром управления и контроля.
- Смена владельца карточки товара такой признак в настоящий момент выделяется только практикующими юристами). Карточка товара на маркетплейсе представляет собой полноценный бизнес-актив, аналогичный специализированному оборудованию в других отраслях.
Пример: ИП-1 достиг (или достигает) предельного оборота по УСН (или 60 млн. при котором возникает обязанность платить оборотный НДС) – переводит карточку товара на ИП-2. Какое этому объяснения? Получится ли обоснованно объяснить это суду в данном случае деловую цель?
Вместе с тем необходимо понимать, что отдельный признак не может свидетельствовать о дроблении бизнеса сам по себе. В каждом конкретном случае ФНС обязана устанавливать совокупность доказательств. Вместе с тем, исчерпывающий или строго императивный перечень признаков, свидетельствующий об обоснованности выводов налогового органа о формальности разделения (дробления) бизнеса, отсутствует (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2023 N 15АП-23315/2022 по делу N А32-20704/2022).
Налоговые последствия искусственного (формального) дробления бизнеса
В случае выявления фактов искусственного дробления бизнеса налоговые органы вправе применить к налогоплательщику те последствия, которые он пытался избежать недобросовестным способом. В такой ситуации налоговые обязательства определяются исходя из реальной экономической сущности хозяйственных операций - как если бы бизнес осуществлялся единым субъектом (на основании Определения КС РФ от 04.07.2017 № 1440-О и п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53).
- Консолидация доходов субъектов;
- Начисление НДС (если применяли УСН);
- Начисление налога на прибыль (поскольку ставка выше, чем на УСН).