— Человек, как муха: обоих можно «прихлопнуть газетой», — Леонид Сухотерин, специалист в области общественных коммуникаций
Леонид Сухотерин
Дата рождения: 16.12.1966 г.
Образование: Горьковский политехнический институт, «инженер-системотехник».
Карьера: 1994 г. — департамент по работе с населением НСКБ «Гарантия», директор; 1997 г. — помощник министра топлива и энергетики РФ, 1998 г. — помощник председателя Правительства РФ, начальник Управления правительственной информации, 1999 г. — Нижегородское телеграфное агентство, генеральный директор; 2000 г. — начальник Управления по работе с общественными организациями и СМИ полномочного представительства Президента РФ в ПФО; 2001 г. — член Совета Федерации от Коми-Пермяцкого АО, 2002 г. — «Кировэнерго», исполнительный директор; 2005 г. — «Кировские коммунальные системы», генеральный директор; 2007 г. — «Коммунальные системы Волгограда», генеральный директор; 2010 г. — заместитель министра строительства, ЖКК и энергетики Ульяновской области; с 2011 г. — Ульяновский областной водоканал, генеральный директор.
Когда вранье ничего не стоит
— В свое время из-за клеветы, опубликованной в «Московских новостях», я лишился работы. Тогда трудился в администрации Президента Российской Федерации, и люди, которых сейчас называют «белоленточками», напечатали некую статью. Она гласила, что на самом деле Сергей Кириенко суть никто, а настоящий начальник — Леонид Сухотерин. После выхода материала я быстро лишился должности…
Поэтому все, кто выступают против принятого закона, вольно или невольно поддерживают право отдельных «уполномоченных» лиц безнаказанно врать и ломать этим судьбы людей. Если вранье ничего не стоит и за него отсутствует наказание, оно становится экономически выгодным инструментом управления обществом и государством.
Смягчая западные традиции
Тем же, кто утверждает, что в демократических странах все обстоит по-другому, рекомендую посмотреть трилогию по книге Стига Ларсена «Миллениум» (в голливудской интерпретации первая часть «Девушка с татуировкой дракона»). В киносаге показана реальная европейская правоприменительная практика и судебное преследование по обвинениям в клевете. По сюжету
главный герой публикует статью, не утруждая себя позаботиться о доказательной базе, и по приговору суда отправляется в тюрьму за клевету.
Так что наши высокие штрафы при отсутствии реальных сроков (что предполагает новый закон) — это смягчение европейской традиции. Ничего такого особенного, чего не существует в других развитых странах, с законодательной точки зрения наша Государственная Дума не принимает. И важны не столько законы, сколько их применение.
Без суда над хакером
В фильме раскрывается и тема незаконного похищения информации из компьютеров частных лиц, достижения с этой помощью всяческих побед. Поэтому когда Никита Юрьевич Белых в одном твите рекомендует смотреть «Девушку с татуировкой дракона», а в другом говорит о незаконности публикации украденной переписки, он должен припомнить, с помощью какой информации был выигран суд на последних минутах фильма. Это была информация, полученная хакерским способом. Но судебного процесса над хакером ни в книге, ни в фильме найти нельзя…
Штраф или судьбы людей?
Ситуация с клеветой в эпоху сетевых средств коммуникации резко изменилась. Если раньше клеветническая публикация становилась известна только читателям конкретного издания, то сегодня, благодаря Интернету она становится известна сразу всем. И это гораздо более опасная ситуация, в рамках которой и принят новый закон. Вот почему он так необходим. При его отсутствии на грамм верной информации мы будем иметь тонны бездоказательных обвинений, провоцируемых как ложно понятой «свободой слова» без ответственности, так и конкретными суммами денег, перетекающими в карманы нечистоплотных журналистов. На одной чаше весов лежит потенциальный штраф, должный заставить людей думать, прежде чем говорить и писать, на другой — реальные судьбы людей.
— Дубина будет работать лишь в одну сторону, она не для простых людей, — Лев Саламатов, резидент блогер-клуба «ФСБ»
Лев Саламатов
Дата рождения: 15.06.1958 г.
Образование: Санкт-Петербургская академия культуры и искусств, менеджер-организатор.
Карьера: 1981 г. — Управление культуры Кировской области; 1989 г. — частный бизнес; 2006 г. — учредитель СМИ; 2008 г. — Кировская областная общественная организация «Союз профессиональных покупателей», руководитель, 2011 г. — блогер-клуб «Федерация свободных блогеров» (ФСБ), резидент.
Все от неуверенности Путина
— Предыдущий президент поступил достаточно здраво, убрав в 2010 году из Уголовного кодекса статью за клевету. В то время страна еще неплохо развивалась, и взаимоотношения СМИ и власти были достаточно спокойными. Но лишь до поры до времени, пока прошлой осенью не объявили о будущей рокировке.
Это известие и послужило отправной точкой к зимне-весенним протестным движениям. На улицу вышли даже представители бизнеса, которые боятся всего, а власти в первую очередь. Это как надо было их достать, чтобы они позволили себе громко выступить против власти?..
Но смена политических лидеров все же свершилась. С того момента еще и полугода не прошло, а Путин уже успел сделать шаги, обратные Медведеву. Это можно воспринимать как некий вызов. Чувствуется определенная неуверенность президента в своих позициях. Пока еще он не закручивает гайки, но загоняет протестные голоса в узкий канал, чтобы потом его либо отрегулировать на минимум, либо совсем перекрыть.
Да здраствует наш суд?
По большому счету было бы все равно, какие штрафы назначают за клевету: 2 тысячи рублей или 5 миллионов. Хотите усилить ответственность — ради бога. Но! Если бы у нас были реально независимые суды, которые вершили бы дела исключительно по закону, для которых и слесарь, и президент были бы равны.
Сейчас же исполнительнаявласть сумела подмять под себя судебную: прокуроры, судьи, следователи — все исполняют пожелания, которые им сигнализируют свыше. Поэтому за клевету в адрес судебных органов назначена высшая мера наказания. Все логично.
В борьбе с инакомыслием
В такой ситуации новый закон станет лишь еще одним инструментом в борьбе с инакомыслием, особенно по отношению к неугодным политическим лидерам. Это хорошая дубина, которой можно будет давать по башке тем, кто высовывается: сначала штраф, потом общественные работы как некое предупреждение, чтобы не лезли куда не следует.
Да и сама грань между критикой и клеветой будет условной: критиковать власть позволят до того момента, пока слова не пойдут в массы, в противном случае критика плавно перейдет в разряд клеветы.
И все же меньше ее не станет, не ждите, просто сменится язык, и люди вновь начнут изощряться в «хвалебных словесах».
Лишний повод для сарказма
В Кирове все эти поправки отразятся в меньшей степени. Потому что у нас нет культуры выяснения взаимоотношений через суд: разбираются или на частных переговорах, или с помощью публичного обливания грязью друг на друга. На этом все заканчивается.
Хотя Белых вроде бы уже заявил, что собирается воспользоваться новым законом. Наверное, в этом есть определенный смысл, так как ему больше всех достается. Но добавит ли такой поступок популярности и авторитета губернатору? Сомневаюсь. Скорее, даст лишний повод для сарказма и упреков.