Факт: кто-то должен быть за главного (16+)
О себе, коллегах и своих клиниках рассказывают Николай и Елена Головнины, руководители и владельцы сети клиник «Вяткамедсервис»
Медицина или бизнес?
Екатерина Суслова, «Бизнес Класс»: Николай Алексеевич, почему вы стали стоматологом?
Николай Головнин, главный врач клиник «Вяткамедсервис»: — В детстве у меня заболел зуб. Лечила меня молодой доктор, которая еще только оттачивала свои мануальные навыки. Как я теперь понимаю, работу она выполнила добросовестно, это сложно — чистить и пломбировать каналы. Она долго мучилась, мне стало ее жалко, и я подумал: никогда не стану стоматологом! Можно иметь очень светлую голову, но если у человека не развиты мануальные навыки, он никогда не станет хорошим стоматологом, травматологом или хирургом. Тем не менее я стал стоматологом-ортопедом и в выборе своей профессии не разочаровался. Каждое утро с удовольствием иду на работу, общаюсь со своими коллегами и пациентами.
Е.С.: — Николай Алексеевич, помните свой первый рабочий день?
Н.Г.: — Конечно помню, я закончил мединститут в 1981 году, меня послали в район Кировской области, в поселок Уни, а там на всю округу ни одного стоматолога. С утра прихожу, и в коридоре уже 10-15 человек сидит с больными зубами. Первые 6 лет я и лечил, и удалял, и протезировал. Потом уже выбрал более узкую специализацию. Когда упал железный занавес и на российский рынок пришли передовые технологии — я побывал на нескольких международных выставках в 1990-1991 гг. Проводили их немцы, которых я считаю законодателями моды в стоматологии. Все хотелось приобрести и попробовать, но тогда на наш рубль еще ничего нельзя было купить. Оставалось одно — работать и работать. Сейчас реализовалось многое из того, что я задумывал. Единственное, о чем жалею: не каждый пациент может воспользоваться услугами «Вяткамедсервис». С глобализмом к нам в страну и в наш город пришли мировые технологии — и в стоматологию, и в повседневную жизнь. Работа профессионалов на современном оборудовании требует финансовых вложений, обучения, знания технологий и стандартов. На рабочем месте должны быть созданы условия, позволяющие профессионально расти. Требуется команда единомышленников. А в команде работать не просто, потому что надо соответствовать стандартам оказания медицинских услуг, и ты отвечаешь не только за себя, но и за коллег.
Командный стиль работы
Е.С.: — В чем еще преимущества вашей клиники?
Н.Г.: — На первом месте при составлении плана лечения стоят медицинские показания, а не коммерческий интерес. Медицина — это отрасль такая, что учиться надо постоянно. В клинике «Вяткамедсервис» регулярно проходят врачебные конференции, учебы, семинары, обмен мнениями и разбор «интересных случаев». Приобретаем новые технологии, приглашаем преподавателей для их освоения. Далеко не каждая клиника может такой подход к работе сделать правилом! Если вы попадете в какую-то мелкую клинику, где 1-2 кресла, там доктор вам удалит и полечит, и протезы вставит. У нас же у каждого доктора узкая специализация — мы работаем в команде. Врач-ортопед приглашает на консультацию врача-терапевта, хирурга-стоматолога, имплантолога, парадонтолога, зубного техника. Это командный стиль работы. Коллектив должен быть стабильным. У нас нет конкурентов, есть коллеги из других лечебных учреждений — партнеры, и вне работы мы часто обсуждаем наши профессиональные вопросы .
Е.С.: — Как контролируете молодых коллег?
Н.Г.: — Елена Николаевна Гудова, зам. главного врача по лечебной работе и стоматолог высшей квалификационной категории, врач-организатор регулярно 2 раза в месяц проверяет амбулаторные карты, рентгеновские снимки. проводит внутренний контроль качества на рабоем месте, занимается обучением молодежи и наставничеством. В стоматологии «Вяткамедсервис» остаются работать профессионалы своего дела и неравнодушные люди.
Не хотела бизнес, а семейный — тем более!
Е.С.: — Елена Васильевна, вы всегда знали, что будете женой врача. Чем вас привлекала эта профессия?
Елена Головнина,директор «Вяткамедсервис»: — У меня было убеждение, и сейчас я остаюсь с ним, что врачи на голову выше, чем средний человек. медицинские работникики образованы, требовательны в первую очередь к себе, ответственны и дисциплинированны, умеют сдержать эмоции, интеллигентны. захотела прикоснуться к людям «от бога», и нисколько не жалею. У нас очень сильный коллектив — и в профессиональном плане, и в личностном. Мне работать с ними очень интересно. я постоянно учусь у них.
Е.С.: — Вы всегда хотели общий бизнес с мужем?
Е.Г.: — Не хотела никогда! Я долго сопротивлялась. в свое время была главным бухгалтером дирекции комиссионных товаров, потом, когда в один прекрасный день дирекцию ликвидировали (процесс коммерционализации), осталась без работы. ушла преподавать бухгалтерский учет. И меня это дело увлекло. Муж, когда вернулся после ординатуры, решил открыть свою клинику и настоял, чтобы я присоединилась. Сначала я совмещала, преподавала и вела бухгалтерские дела, потом устала… Пришлось расставить приоритеты. Теперь, когда у нас бывают перепалки, Николай Алексеевич шутит: «Ну и что, до сих пор читала бы лекции!». А я ему возражаю: «Да я бы открыла частный вуз!». Я тяжело уходила, меня тогда пугали семейственность и, конечно, нагрузки.
Е.С.: — Вы боялись, что будете часто ругаться?
Е.Г.: — Кто-то должен быть за главного, за паровоза. Я понимала, что в доме подстроиться под мужа — это одно. А на работе, под руководителя-мужа — совсем другое. Конечно, мне «доставалось» больше, чем кому-либо из персонала. Но я же не могла на работе устроить семейные разборки, приходилось сдерживаться!
Е.С.: — Расскажите о вашей клинике PALOMA BLANCA в Москве.
Е.Г.: — Главный врач и ведущий стоматолог — Головнин Алексей Николаевич, наш сын. Поработав в Москве полгода, нарвались на шишки, обратились к маркетологам, и они сказали, что выход на рынок Москвы у нас получился авантюрный. В клинику очередь из пациентов не сразу выстроилась. На тот момент Алексей работал в крупном московсоком холдинге заведующим стоматологией. Пришлось уволиться и заняться своей клиникой. В данный момент все налаживается. Клиника в стабильном районе Москвы, высокого уровня — это касается и оборудования, и снабжения, и кадров. Есть узнаваемые медийные пациенты. И в Москве, и в Кирове проблемы общие и всем понятные: себестоимость, как подобрать коллектив, сплотить, смотивировать осваивать новые перспективные технологии — все это затратно и не приносит удовлетворения на первоначальном этапе. Как и в любом бизнесе.
Елена Гудова, начмед и стоматолог-терапевт «Вяткамедсервис»:
— Любимая тема — мои пациенты. Кто приходит ко мне, должен быть уверен в том, что я врач. На это влияет внешность, правильная речь, сила голоса. В мое время подготовка стоматологов отличалась от современной. Тогда нас воспитывали на присяге врача Советского Союза, на клятве Гиппократа. Нам всегда говорили, что первое слово в дипломе — это врач, а второе — уже специальность. Наша клиника «Вяткамедсервис» тем и отличается от других, что нам очень трудно подобрать кадры, потому что требования к кандидатам очень высокие. Это и понятно, ведь один неправильный контакт инструмента с зубом может привести к молниеносной смерти пациента. Поэтому для меня просто боль, что молодые стоматологи сейчас выходят после института с очень неглубокими знаниями... Мы, конечно, обучаем свои кадры, в том числе по определенным внутренним стандартам. Врачи узких специальностей работают командой, поскольку проблемы полости рта не являются оторванными от всего организма, даже кариес!
Надежда Шерсткова, врач-пародонтолог клиники «Вяткамедсервис»:
— Я работаю в клинике с 1999 года, причем сначала два года совмещала, а потом уже полностью перешла сюда. В пользу моего решения сыграли профессионализм коллег и сложившиеся дружеские отношения. По просьбе коллег из других лечебных заведений Кирова, занимаюсь подготовкой на рабочем месте врачей- пародонтологов. Есть такие, кто успешно работает и благодарит. Работать с честными и порядочными людьми очень легко. Своих пациентов буквально водим за руку от доктора к доктору, никогда не бросаем. Есть пациенты, которые наблюдаются у меня постоянно уже 12 лет, с тех пор как я пришла в «Вяткамедсервис». Я веду много сложных случаев, и самое приятное в моей работе, когда после снятия зубых отложений, обработки карманов и других манипуляций видишь результат своего труда — здоровые десны. В основном пациенты приходят к нам по рекомендациям. Те, кто впервые садится в кресло пародонтолога, часто боятся приема. Если мы лечим зубы с детства и знаем, что это такое, то лечение десен обычно начинается после 30 лет.