Люди. Деньги. Отношения.
Май 2018 / №5 (113)

Всё, шабаш! (0+)

О том, как успешно выдержать несколько проверок в месяц и о еде будущего — Игорь Шехирева, управляющий «Кировским хладокомбинатом»

Всё, шабаш!

О том, как успешно выдержать несколько проверок в месяц, почему комбинат все еще находится в нашем регионе, и о еде будущего — узнали Александра Бабикова, директор журнала «Бизнес Класс», и Евгения Маренина, арт-директор, у Игоря Шехирева, управляющего «Кировским хладокомбинатом» 

Не можется не работать

Евгения Маренина: — На хладокомбинате вчера была проверка?

Игорь Шехирев: — Вы знаете, она у меня не прекращается. Вот у Сергея Николаевича (Киселева, компания «Движение») в офисе создан специальный кабинет для проверяющих, который никто и никогда не занимает. Потому что кто-нибудь да присутствует… А у меня сейчас идет плановая проверка. Перед этим, две недели назад, была внеплановая, которая кончилась ничем. А что вас удивляет? Нормально, так и живем…

Никто не задумывается, что люди могут плюнуть на все и уехать. Большинство состоявшихся предпринимателей уже давным-давно не работает за деньги, спросите любого. Зачем тогда? Да потому что не можется по-другому. Вот рыба не может не плавать, промышленник не может не организовывать производство. Это образ жизни.

Либо продаст, либо на свалку

Александра Бабикова: — Сегодня россияне экономят на питании. К примеру, стали потреблять в разы меньше молочных продуктов.

И.Ш.: — Да, люди пытаются как можно выгоднее купить себе калории. Поэтому растет потребление макаронных изделий, картофеля, жиров. А ценные продукты питания - мясо, молоко — из рациона уходят. Исключение — курица, она стала очень дешевой, потому что российский рынок насытил себя этим товаром на 100%. А килограмм сливочного масла стоит как три килограмма свинины. Это же просто безумие!

А.Б.: — Отчего такая цена?

И.Ш.: — Одна из причин: в последние годы производители сырья — молока — грели рынок, поднимали и поднимали цены.
Обычно производители сырья зарабатывают меньше всех. Это самый низ, начало цепочки. Дальше по мере переработки — молоко пустили на изготовление масла, масло — на производство мороженного — должна возрастать прибавка по доходу. В России же наоборот. По предыдущим годам, производители сырья зарабатывали от 30-60% , переработка болталась в районе 8-9%, ну край 10% — это передовики. Прошлый год мы закрыли в районе 5%. Самая передовая торговля в прошлом году имела около 5% рентабельности, в этом году будет 2-3%. Вспоминаем, началось с 60%!

Е.М.: — Получается, в переработке и торговле меньше всего денег на развитие…

И.Ш.: — А рисков больше. К концу этой цепочки снижается ликвидность товара, то есть возможность перевести его в деньги. Молоко можно пустить на масло, на сухое молоко, на творог, на сметану. С маслом уже посложнее. Если мы говорим о мороженном, то куда я его дену и куда его денет торговля? Либо продаст, либо на свалку.

А.Б.: — Раз покупать стали меньше, то и производства сократились?

И.Ш.: — Переработка сейчас связана годовыми контрактами. То есть молоко продается сразу на год, и предприятия, не имея возможности отказаться от приема, вынуждены перерабатывать молоко в продукты длительного хранения — масло, сыр. И просить крестьян снизить цену. Но делать этого никто не хочет.

Е.М.: — Куда они денутся, им снижение диктует рынок…

И.Ш.: — Нет, они искренне считают, что раз высокая себестоимость сырья, то конечный продукт люди должны покупать дорого. А я вот видел агрономов, которые ездят по полям на «Фольксвагенах» по 90 тысяч долларов, председателей, которые пересели на «Тойоты ленд крузеры» тоже стоимостью под 100 тысяч долларов. Думаете, куда эта цена заложена? В себестоимость сырья. Как и цены роботизированных комплексов со сроком окупаемости 30 и больше лет.

И вот поэтому я не верю крикам о том, что у нас себестоимость молока 18 рублей. Давайте я куплю два вертолета, арендую космодром «Байконур» и все это положу в себестоимость, а потом буду кричать, что у нас мороженое дорогое. Сырье должно стоить дешево, иначе продавать его много не удастся.

А.Б.: — Как думаете, цена все же снизится?

И.Ш.: — Несколько лет тому назад производство молока и молочных продуктов закрывало потребности российского рынка процентов на 55-60. Теперь подкрались 75 процентов, и производители сырья наконец-то начали чувствовать рынок. Так вот это еще цветочки. Через несколько лет благодаря программам по наращиванию производства молока закроется потребность рынка на 100%. Вот тогда и сырье будет по 10 рублей, и агрономы будут ездить на велосипедах.

Сейчас производители сырья упускают время, чтобы начать бороться за рыночную себестоимость. Вместо того чтобы отстраивать бизнес-процессы, научиться экономить, они просят финансирования. И их профинансируют. Дальше они еще нарастят производство и тот отложенный кризис, который они могли пережить в прошлом году или в этом, нагонит их лет через 5. Но он будет тяжелейший.

Заставить, конечно, можно

Е.М.: — Сейчас правительство вмешивается в закуп молочного сырья одного из кировских предприятий и предлагает ему договориться о ценах с производителем.

И.Ш.: — Заставить, конечно, можно. Чем ответят предприятия? Переносом производства в другие города. Сейчас резко возросло качество автомобильных дорог в России. Спасибо правительству. Плюс в пищевой промышленности не загружено около 48 процентов мощностей. На территориях с дружественной властью заказы любого из предприятий будут приняты с удовольствием. Чтобы просто не простаивали рабочие и импортное оборудование, которое было закуплено во времена низкого доллара. Вы думаете, мне не предлагают перевезти производство?

А.Б.: — Ну если выгодно переносить - надо переносить?

И.Ш.: — Пока еще не дошло до того, что уже точно это нужно делать. Но веду ли я проработку вопроса? Да, и не скрываю это.
Где у нас новые производства? Почему Удмуртия и Пермский край заставлены заводами, в Нижегородской области 8 производителей мороженого? У нас Константин Маркович — молодец, строится, Василий Куприянович успел многое сделать. А где еще новые миллиардные проекты? Съездите в Белгородскую область, в Липецкую, в Краснодарский край — там стоят заводы по 5 по 10 миллиардов. Отчего нет толп инвесторов у нас? Может, потому что заставляют работать не рыночно.

Е.М.: — Отсюда налоговая миграция?

И.Ш.: — Да, ее причины элементарны. Налоговый кодекс, как любой документ, имеет массу серых зон, то есть не до конца урегулированных ситуаций. И в разных регионах эти зоны трактуются по-разному. В одних — в пользу налогоплательщика, в других — в пользу налоговой службы. Бизнес ищет те регионы, где эти серые зоны трактуют в его пользу. К тому же представители регионов целенаправленно зовут к себе налогоплательщиков. Я такие предложения получаю регулярно, особенно после выставок. Что хотят за перерегистрацию? Перенос высокооплачиваемых рабочих мест, обычно просят 10% от имеющегося штата. А взамен обещают либо местные налоговые льготы и гарантии высоких чинов.

Зачем пошел в Китай

Е.М.: — Масло, молоко, творог, сыр люди покупают каждый день, а без мороженого можно жить годами.

И.Ш.: — Пять баллов! Мы абсолютно рыночные. Слово «дотация» мы не слышали никогда.

Е.М.: — Как продается ваше мороженое?

И.Ш.: — В советском союзе потребляли 5 килограммов на человека в год. В современной России 2,5 килограмма. В США — 13 килограммов.

Е.М.: — Именно поэтому вы пошли в Китай?

И.Ш.: — В Китай я пошел, чтобы проверить свои силы, смогу ли соответствовать международным требованиям. Перспектив для поставщиков товара там нет. Они хотят получить идеи других стран и производить все самостоятельно. Китайцы проводят несколько поставок, стараются понять, как это работает. Крадут упаковку. Законодательство им это не запрещает. И начинают под маркой европейского мороженого делать свое, только в соседней провинции. В Китае глагол «учиться» еще переводится как «подражать».

Е.М.: — С каким выводами вы вышли оттуда?

И.Ш.: — Китай — будущий мировой лидер. На улицах сидят нищие со смартфонами и проходящие оправляют им милостыню по QR-коду. Поезда ездят со скоростью 300км/ч. 90% покупок совершаются через систему WeChat. Китайцы говорят, что если тебя нет в WeChat, ты не существуешь. И главное - у них есть национальная идея: Китай превыше всего. И ради нее они и работают. У нас такой идеи, к сожалению, нет.

Я прав, но в кассе пусто

А.Б.: — Что главное для вас в работе с персоналом?

И.Ш.: — На втором году управления комбинатом я отказался от личной точки зрения, у меня ее нет. Выбор всегда один: либо мое эго, либо полная касса. Ситуация — я прав, но в кассе пусто или я прав, но мы поссорились с пятью сетями — мне не нужна. Надо мыслить результатом.
В России огромный дефицит людей, для которых карьерные риски гораздо менее важны, чем достигнутые результаты. Как сделать в нашей стране карьеру? Нужно знать мнение руководителя. Нравиться людям. Не рисковать. В России люди гордятся тем, что у них такое же мнение, как у самого главного. Не знаю, но поддерживаю, не читал, но уже согласен. Отсюда отсутствие альтернативных точек зрения, боязнь минимального риска и провалы в экономике. Пока в компаниях не накопится достаточное количество людей, для которых достижения важнее карьерного положения, глобальных изменений не будет.

А.Б.: — А это новое поколение людей…

И.Ш.: — И оно кардинально отличается. Жизнь стала намного проще, люди уже не боятся, как я в 90-е, остаться без жилья, нет вопросов, на что вечером поесть, потому что не можешь отоварить талоны на колбасу. Для них собственность — это не цель. Собственность можно арендовать, взять в общее пользование, она уязвима. При этом у власти стоят люди, которые еще помнят кровавую борьбу за материальные блага, и они никак не понимают поколение, которое эти активы уже не хочет.
Цель нового поколения — самореализация и удовольствие от жизни. И вот такие кадры, которым что-то надо, идти в традиционную экономику уже не хотят.

Е.М.: — Зато они могут создать что-то новое.

И.Ш.: — Да. Хотите расскажу про будущее пищевой промышленности? Это 3D-принтеры дома и в ресторанах. В будущем пищевая промышленность, по-моему, разделится на два потока. Первый — те, кто будут делать сырье для заправки 3D- принтеров, к примеру, белок молочный, белок мясной. А мы будем покупать картриджи. Второе направление — производство и продажа программ для этих принтеров, например, месячной лицензии на выпечку чизкейков. Как вам?

Блиц-опрос "БК"
1. Какую добродетель цените больше всего?
Честность.
2. Какой ваш главный недостаток?
Вспыльчивость.
3. Можете матом кричать на подчиненного?
Легко. Но если кого-то обругал несправедливо, извинюсь при коллективе.
4. Сколько денег надо для счастья?
Нисколько. Счастье — это бабочка. Села — не трогай. Кто заботится о деньгах? Тот, у кого их нет.
5. Способность, которой вам хотелось бы обладать?
Терпение.

04-05-2018

Оформить подписку на печатный журнал
Подписка на печатный журнал
Бесплатную подписку можно оформить только первому лицу компании