
Кто, если не я?
— Уже 16 лет я живу в Кирове, и всё это время здесь чувствую какое-то сопротивление, словно приходится бороться с самой средой. В 2008 году по приглашению я приехал в Слободской наладить выпуск текстиля. Тогда всё вокруг показалось мне серым, депрессивным, люди не хотели меняться, идя в ногу со временем. А я всегда говорил, пока регионы думают, Москва делает. Сначала сомневался, что выйдет хороший бизнес, сейчас рад, что ошибся. Опыт и связи в текстильной сфере у меня были обширные — по всей стране. Задал себе вопрос: кто, если не я? Ответ был очевиден, и я немедленно приступил к делу.
Из маленького, захирелого производства мне удалось сделать амбициозную, современную, прибыльную компанию со своим стилем. Как это вышло? Расскажу дальше.
Я вырос в уважении к труду и не терплю тунеядцев
Дед часто повторял: «Дорога ложка к обеду», — и я рано усвоил эту мудрость. Время — ценный ресурс, его нельзя упускать. Принимать решения нужно быстро, исполнять — незамедлительно и нести ответственность за каждое действие. Возможно, здесь сыграли свою роль мои «предпринимательские гены» — прапрадед руководил фабрикой. Григорий Фёдорович Кувшинов владел ткацкой мануфактурой в деревне Паршнево Ивановской области. Это требовало не только смекалки и предприимчивости, но и прозорливости и, конечно, огромного труда. В нашей семье всегда чтили память прапрадеда, гордились тем, что в роду заложен такой мощный потенциал.
От халявщиков и профессиональных потребленцев меня просто тошнит. Таким людям не место рядом с предпринимателем
Я вырос в Иваново, но каждое лето проводил в той самой деревне на фамильной земле. Родители часто рассказывали мне историю семьи, и я всегда невольно испытывал трепет, погружаясь в эти подробности. Дед всю жизнь был инженером на Ивановском заводе чесальных машин, проектировал станки для текстильной промышленности. Родители работали там же, я воспитывался в атмосфере уважения к труду. Ещё мальчишкой в деревне пас скот, помогал отцу по хозяйству и с тех пор не терплю тунеядцев. От халявщиков и профессиональных потребленцев меня просто тошнит. Таким людям не место рядом с предпринимателем, они лишь тормозят развитие компании.
Лидерские качества в человеке — не всегда только причудливая игра генов. Зачастую сама среда подталкивает к тому, чтобы взять на себя роль лидера. Так произошло и со мной. В школьные годы не раз приходилось проявлять характер и отстаивать свои интересы и интересы товарищей — будь то в дворовых стычках, на школьных соревнованиях, да просто каждый день! Я быстро понял, что силовые методы, хоть и действенны, но бесперспективны. Гораздо эффективнее постараться договориться, найти компромисс, и, кто знает, возможно, это приведет к новым дружеским связям. Позже, когда я активно занимался развитием текстильных предприятий в Иваново, Перми и Кирове, именно коммуникативные навыки помогли мне достичь желаемых результатов.
Если есть руки и голова на плечах, плохих времен не существует
По образованию я инженер-эколог, выпускник Ивановского химико-технологического университета, поэтому прекрасно разбираюсь в составах изделий, тканей и наполнителей, что крайне важно в моей работе. Это позволяет выбирать надёжных поставщиков материалов, досконально понимать производственную цепочку и самостоятельно разрабатывать новые коллекции текстиля. После университета я устроился на одну из ивановских фабрик по производству подушек и одеял. Горел энтузиазмом! Интересно было абсолютно всё, я стремился разобраться в каждой детали! Знакомился с коллегами, посещал производства, наблюдал, впитывал знания, изучал все тонкости процесса. Хотел знать всё! Благодаря моим успехам в 2007 году мне доверили открытие филиала фабрики и новой производственной площадки в Перми. Вот где действительно пришлось создавать всё с нуля. Здесь пригодилось всё — и мои знания, и опыт в текстильной сфере, и дружеские связи среди коллег, и мой неуступчивый характер — я не привык отступать, если уж решил идти до конца.
В 2008 году разразился кризис, и, хотя я объездил с нашей продукцией весь Урал, пришлось открывать для себя Кировский регион. Продав производство одному из пермских предпринимателей, я уехал в Слободской. Если есть руки и голова на плечах, плохих времен не существует.
Предприятие в Слободском находилось, прямо скажем, на низком уровне. Чтобы вы понимали масштаб, внутрь было страшно даже зайти — отсутствовали элементарные бытовые условия, не говоря уже о культуре производства и разнообразии продукции. Я вздохнул и принялся за работу. Благодаря моим связям на ивановских текстильных фабриках мне удалось договориться и обучить новоиспечённый коллектив у профессионалов. Весь технологический процесс снимали на видео, чтобы не упустить ни одной детали. Постепенно мы расширили ассортимент и географию сбыта продукции, начав продажи в другие регионы. Производство плавно, но неуклонно возрождалось. Чудес не бывает, поэтому не могу сказать, что рост был стремительным.
Всё сгорело дотла
Самым тяжелым испытанием для меня и компании стал пожар в 2012 году. Мы только что отремонтировали цех в Слободском, провели капитальный ремонт, заменили крышу и все окна, заполнили склад продукцией и материалами… И всё сгорело дотла. Два этажа, крыша, окна — огонь расплавил даже железобетонные перекрытия. Что делать? Закрываться? Было лето, и мы, взяв заём, к ноябрю отстроили цех заново. Нам удалось сохранить рабочие места: пока строили новое здание, продолжали выплачивать людям зарплату, чтобы они не ушли. И снова стали работать в спокойном режиме, если слово «спокойно» вообще применимо к предпринимательству.
В детстве я мечтал о военной карьере, а теперь моя цель — вывести компанию на международный уровень
В детстве я мечтал о военной карьере, а теперь моя цель — вывести компанию на международный уровень и достичь миллиардных оборотов. Мечты меняются, но стремление создавать что-то значимое остаётся неизменным. Военное дело привлекало меня своей структурой и важностью, а теперь я вижу те же возможности в предпринимательстве, создавая продукцию, приносящую пользу людям по всему миру. Год назад произошли структурные изменения в руководстве компании, и мы начали двигаться по совершенно новому пути.
Как мы вышли на маркетплейсы
Первым делом мы решили наверстать упущенное и вышли на маркетплейсы. Я инвестировал средства в модернизацию фабрики. Для успешного продвижения на этих платформах потребовалось разработать новые коллекции и упаковку. Весь процесс подготовки мы осуществляли вместе с моей супругой Яной. Запускали новые линейки постельных принадлежностей, адаптировали упаковку к требованиям маркетплейсов. Одеяла и подушки — товар объёмный, что влечёт за собой высокие затраты на логистику, поэтому необходимо было вакуумировать их таким образом, чтобы при распаковке они сохраняли свой привлекательный вид. Я снова отправился к коллегам-производственникам в Иваново, чтобы перенять их опыт и ознакомиться с решениями, предлагаемыми производителями оборудования.
Весь прошлый год мы посвятили созданию упаковки, разработке дизайна и новых коллекций, улучшению технических характеристик продукции. Закупили оборудование для организации поточного производства, чтобы минимизировать себестоимость и максимально увеличить выпуск изделий, сократив при этом долю ручного труда. Процесс упаковки стал полностью автоматизированным, включая вакуумирование. Мы решили ряд технических задач, которые не были очевидны на начальном этапе производства. Докупили необходимое оборудование, смонтировали его, запустили и наладили. Первые продажи на маркетплейсах стартовали 13 декабря. К этому моменту мы подготовили контент и наполнили интернет-магазин. Всё это мы делали вдвоём с Яной.
Как мы открыли склад в Екатеринбурге без капитальных вложений
В бизнесе часто возникают ситуации, требующие гибкости и умения находить новые возможности для развития, которые приносят выгоду обеим сторонам. Например, расскажу, как мы открыли склад продукции в Екатеринбурге, не прибегая к капитальным вложениям. Перед Новым годом один из клиентов приобрёл у нас новую продукцию — подушки и одеяла в вакуумной упаковке. Такая упаковка удобна в транспортировке и хранении, поскольку занимает в пять раз меньше места на полке, чем обычная. Однако продавать такой товар непривычно, ведь нужно демонстрировать процесс распаковки. Продавцу требовалось выйти из зоны комфорта. Клиент не смог распродать товар в установленный договором срок и хотел его вернуть. Я предложил не возвращать продукцию, а реализовать её через маркетплейсы. Так у нас появилось представительство в Екатеринбурге. Мы предложили предпринимателю новый источник дохода, а сами сэкономили средства на капитальных вложениях.
«Растекс» сегодня
Сегодня у компании есть производственная площадка в Слободском, склады в Москве и Екатеринбурге, а также офис продаж и склад в Кирове. Нашу продукцию можно приобрести на маркетплейсах и в торговых сетях. В планах — открытие складов в Санкт-Петербурге, Казани, Краснодаре и Новосибирске, чтобы расширить наше присутствие по всей России. Однако дальнейшее масштабирование пока упирается в финансовый вопрос: в текущем году банки неохотно кредитуют бизнес, а зонтичные кредиты остаются недоступными.
Мы активно работаем над тем, чтобы реализовать возможность продажи нашей продукции через мобильное приложение по всей России. Для этого нам необходимо открыть склады в различных городах, чтобы покупатели в любом уголке страны могли заказать наш товар прямо со склада, расположенного в их городе. Это значительно быстрее и удобнее, чем через маркетплейсы. Клиент оформляет заказ через мобильное приложение, а курьер оперативно доставляет его прямо со склада.
Кроме того, мы развиваем направление по производству собственных торговых марок (СТМ) для заказчиков, которые хотят продавать свою уникальную линейку текстиля. Предлагаем полный цикл услуг по работе с текстилем «под ключ». Мы убедились, что производство СТМ пользуется большим спросом: клиенты размещают заказы на наших площадках, а мы осуществляем полный цикл производства — от упаковки до готовых изделий, включая маркировку. В ближайшем будущем планируем запустить собственное полиграфическое производство, чтобы самостоятельно производить печать на упаковке.
