Безопасность
Май 2018 / №5 (113)

Каждый должен знать, что делать (0+)

о принципах пожарной безопасности для руководителей — Андрей Воротников, директор Кировского регионального центра «Охрана труда», Валентина Яшпаева, начальник отдела сервисного обслуживания организаций по охране труда, и Анатолий Кукуев, специалист по охране труда

Каждый должен знать, что делать

Купили корочки

Андрей Воротников: 

— Компании, которые собираются существовать не только сегодня, но и следующие 10-20 лет, так или иначе уделяют время пожарной безопасности. Однако куда больше руководителей, которые или не хотят тратить на это деньги, или просто не знают, что именно должны делать.

Почему это происходит? Зачастую обучение, которое должны проходить руководители, сводится к тому, что они просто получают удостоверения. Масса организаций, которые их просто-напросто выписывают за некую сумму, которая меньше нормального обучения раза в три. Руководители получают корочки и считают, что все требования выполнили, но это не так.

Поэтому самое первое, что нужно сделать, это пройти нормальное обучение. Тогда появится информация, что нужно сделать. Директор действует от имени организации, но он один не выполнит всю работу. Это и не нужно. Первое, что он делает, это распределяет обязанности среди подчиненных. После этого идет издание локальных актов, установление противопожарного режима, заключение договора на обслуживание сигнализации, перезарядку огнетушителей и т.д.

Анатолий Кукуев:

— Должно быть два приказа. Первый — о назначении ответственных лиц, второй — о противопожарном режиме, который доводится до всех: от генерального до уборщицы. Инструктажи с работниками должны проходить не реже одного раза в год, а если пожароопасное предприятие, то раз в полгода. 

Пожар — деньги в мешки?

Андрей Воротников:

— Почему происходят такие вещи, как в Кемерове? Во-первых, из-за этого формального принципа. По факту никто ничего не знает. А обучение — это не только теория, но и практика. Я знаю только одного специалиста с предприятия, проводящего реальные тренировки. Они пришли к этому после того, как в результате пожара у них сгорел цех. Во время тренировки они берут дымогенератор в аренду у театра, прячут пострадавшего. У всех есть пожарные расчеты, все знают свои действия — и доводят их до автоматизма. В итоге каждый знает, что нужно делать, в том числе, как вынести пострадавшего.

У большинства же все проводится по формальному признаку. Перед проверками собирают подписи, снимают замки с эвакуационных выходов. Инспектор уходит — и все по-старому.

Во-вторых, мало установить оборудование, его нужно регулярно обслуживать. Взять то же Кемерово: сработала бы сигнализация, зал сразу бы вышел. Ничего не делается. Потому что, если переложить это на деньги, сумма получается внушительная.

Анатолий Кукуев:

— Хотя штрафы тоже крупные — 150 тыс. рублей за одно нарушение.

Валентина Яшпаева:

— Сейчас и то, что делается, это не потому что руководители боятся, что погибнут люди. Они боятся проверок. Поэтому пожарной безопасности уделяется так мало времени и денежных средств. У каждого на первом месте прибыль, а пожарная безопасность прибыли не принесет.

Анатолий Кукуев:

— Доходит иногда до абсурда. Был пожар во Владивостоке. И там работодатель написал в инструкции: при возникновении пожара бухгалтерам собрать деньги в мешки и написать реестры. Женщины, разумеется, погибли. И с такой же ситуацией мы сталкивались в организации в Кирове, в документах написано: «при возгорании отдел кадров складывает в мешок документы, пишет реестр и т.д.». Так нельзя! 

Андрей Воротников:

— Проблема еще в том, что у руководителя других забот полон рот. Как у нас привыкли думать люди: вот сделали сигнализацию, пожарные водопроводы и т.д., а вдруг у меня ничего не произойдет? И получается, сделано зря. И так думают все. И потом раз — что-то выстреливает. Нет культуры предотвращения ущерба. А когда что-то происходит, как Кемеровская трагедия, все начинают бегать. Но эта волна схлынет, и все снова вернется к исходной точке.

Валентина Яшпаева:

— Вот когда менталитет поменяется у российского народа, на первом месте будет безопасность, на втором — качество, на третьем — количество, тогда можно будет о чем-то говорить. Если бы работодатели чаще этому следовали, то и несчастных случаев было бы гораздо меньше.

К тому же, есть определенная безграмотность среди работодателей. Они бы, может, и вкладывали деньги, но не знают, куда и как.

Андрей Воротников:

— Нужно найти специалиста. Но даже если нашли, где гарантия, что он квалифицированный? Их очень мало. Оптимальным способом в таких случаях является обращение в специализированные организации. И регулярная работа с ними. В противном случае, все, что сделано, зарастает травой.

с высоким риском

Анатолий Кукуев:

— Мое мнение таково: у того, что происходит сейчас, есть две причины. Первая — руководители, которые не разбираются в теме. Вторая — у нас в стране никто больше этими вопросами не занимается. Изменилась вся структура МЧС, они прекратили выполнять функцию контроля. Раньше за ними были закреплены предприятия, сейчас нет.

Андрей Воротников:

— Так в любой сфере. В свое время, чтобы получить лицензию на строительство, организация должна была пройти проверку на охрану труда, кабинет в администрации работал. То есть нужно было представить документацию. Сидел целый отдел, все проверяли, и если было что-то не в порядке, не давали лицензию. Потом эту экспертизу охраны труда при лицензировании на строительство отменили. И сразу после этого все организации наплевали на охрану труда. 

Сейчас вводится риск-ориентированный подход. С моей точки зрения, правильная тенденция. Те предприятия, которые попадают в категорию риска, будут проверяться один раз в два-три года. На остальных предприятиях проверки проводятся не чаще, чем раз в три года. В предприятия с высоким риском попадают те, где произошли несчастные случаи, пожары, поступали жалобы от сотрудников. И покинуть эту категорию довольно сложно.

Документы из 20-х годов

Андрей Воротников:

— Есть еще одна проблема: у нас в стране наплодили очень много нормативных актов еще в советское время. Некоторые документы еще с 20-х годов действуют. В результате, по одним документам работа, например, допускается, по другим — нет. Приходит одно ведомство, говорит, все нормально. Другое — требует закрыть рабочие места. 

Так, есть противоречие в противопожарном и антитеррористическом законодательстве. По первому, все выходы должны легко открываться изнутри. По второму они должны быть заперты и опечатаны. 

Анатолий Кукуев:

— Но это все решаемо. Я в свое время работал в колледже, и через эвакуационный выход зашел бомж. Девочки-ученицы испугались очень. Я поехал к пожарному инспектору, мы поговорили, и он подписал мне документ, по которому выходы у меня закрыты, а ключ находится на вахте. При таком-то сигнале ответственный человек открывает все выходы, детей выводят.

На любой вопрос есть выход, все можно сделать грамотно и не в ущерб другому. Главное, чтобы руководитель понимал, что нужно делать, а все сотрудники обучены.

Андрей Воротников:

— Есть разные показатели подготовленности, и высший, когда у работника сформировано отношение к личной безопасности. Но и каждый руководитель должен помнить, что он несет ответственность за своих сотрудников. Человеческая жизнь бесценна, и что по сравнению с ней затраты на пожарную безопасность?


Сергей Куцын, директор компании «Покров-Строй»:

— В своем офисе мы доверили пожарную безопасность обслуживающей организацией, все устроено по правилам: пожарные эвакуационные выходы, звуковая сигнализация, штатные огнетушители. Раз в месяц организация проверяет все оборудование, которое у нас установлено, на работоспособность. В случае, если что-то произойдет, сработает сигнализация, 
и сообщение также автоматически поступит к организации, и к нам сразу приедут. Сотрудники МЧС также проверяют нас регулярно.
Такие случаи, как в Кемерово, мне кажется, происходят из-за нарушений строительных норм, отклонения от проектной документации. Организации, которые дают разрешения на ввод в эксплуатацию, как правило, не вникают, все ли выполнено по проекту. 

Константин Бармин, заместитель начальника ГУ МЧС РФ по Кировской области:
— В настоящее время подразделениями федерального государственного пожарного надзора проведено 15 мероприятий по контролю. Основные нарушения связаны с несоответствием требованиям пожарной безопасности при эксплуатации путей эвакуации и эвакуационных выходов, систем противопожарной защиты (автоматических установок пожаротушения, пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара и т.д.), отсутствием или не достаточным количеством первичных средств пожаротушения, не своевременным обучением работников мерам пожарной безопасности. Проведение проверок продолжается. 
Оформить подписку на печатный журнал
Подписка на печатный журнал
Бесплатную подписку можно оформить только первому лицу компании