Путеводитель

На вершине мира (0+)

Что бывает от столкновения с айсбергом и как искупаться на Северном полюсе — Рустем Садыков, вице-президент ООО «Движение-нефтепродукт» по управлению ООО «Чепецкнефтепродукт»

На вершине мира

Что бывает от столкновения с айсбергом и как искупаться на Северном полюсе — Рустем Садыков, вице-президент ООО «Движение-нефтепродукт» по управлению ООО «Чепецкнефтепродукт»

Подготовка к пути

— Идея покорить крайнюю северную точку Земли зародилась в голове давно. Полтора года назад ради интереса я зашел на сайт туроператора (парадокс, но организацией экспедиций на Северный полюс на российских атомных ледоколах занимаются зарубежные компании), позвонил — и один разговор перевернул все. Оказалось, бронь на июнь 2015 года уже открыта и, возможно, это будут последние экспедиции на атомных ледоколах. Сразу принял решение — подписал договор, оплатил первоначальный взнос, и началась подготовка.

Понимал, что еду на Северный полюс раз в жизни, — стал самостоятельно изучать технику фотографии. Через полгода мне начали присылать формы по страховке, медицинским показаниям, инструктажу. Необходимо было описать все до мелочей — Арктика ошибок не прощает.

Конечно, никто не будет проверять, насколько турист позаботился о своем здоровье — медосмотра нет. Но вы подведете всех участников, умолчав о чем-либо. К экспедиции есть противопоказания: тем, у кого проблемы с сердцем, эпилепсия… — целый список. Каждого предупредили: если в пути произойдет что-то, угрожающее жизни человека, — развернем ледокол и пойдем назад.

День первый. За Полярным кругом

16 июня я был в Мурманске. Сам тур начинается в столице Финляндии — пришлось оплатить авиаперелет чартерным рейсом Хельсинки—Мурманск— Хельсинки. Россияне плавают редко — слишком дорогое удовольствие. В основном, участники — иностранцы (причем больше всего японцев и китайцев!). Частенько жители Поднебесной выкупают все места на ледоколе. В нашей экспедиции было четверо россиян — из Кирова, Новосибирска и Санкт-Петербурга. Всего было 120 человек из 30 стран мира.

Перед посадкой на борт судна нам провели обзорную экскурсию по Мурманску. Посетили первый атомный ледокол «Ленин» — из него будут делать музей, демонтировав ядерный реактор. В 4 часа дня отшвартовались от базы Росатомфлота — пошли по Кольскому заливу мимо торговых судов и военных судов базы Северного морского флота

День второй. Штормит

Ночью вышли в Баренцево море, где сразу же попали в шторм, — хорошенько качало. Проверил на практике — морской болезнью не страдаю. Но были те, кому пришлось несладко, — безвылазно лежали в каютах. День поштормило —

наутро наступил почти штиль, ясная погода. Был полярный день — круглые сутки светило солнце — за время экспедиции ритм сбился, и спать ночью не хотелось.

В программе — интереснейшие лекции от сотрудников заповедника «Русская Арктика». Так, узнал, что Земля Франца Иосифа была открыта в 1873 году австро-венгерской экспедицией. Затем другие команды ученых исследовали архипелаг, но только в 1914 году наш сооте-чественник Ислямов объявил, что территория российская, водрузив над ней наш флаг. Сегодня у России безоговорочное лидерство в Арктике. Но туризм не развит — а надо бы…

День третий. Птичий базар

На третий день увидели кромку льда. Многие считают, что льды появляются постепенно — один за другим — по нарастающей. Ничего подобного — есть четкая граница, заметная невооруженным глазом. Наш ледокол шел легко, как по чистой воде. Подплыли к острову Гукера, скале Рубини — «птичий базар», так ее называют. Удивительное зрелище: десятки тысяч птиц (кайры и полярные чайки) ютятся на узких отвесных выступах — не представляю, как они высиживают там птенцов. Рассказывали случай: однажды туристы, как обычно, подплыли к острову, высыпали на корму с фотоаппаратами,и один из них случайно нажал на гудок… Тут же вся огромная стая птиц с криками взлетела ввысь — долго отмывали нос корабля от того «богатства», которое на всех свалилось.

Северный полюс — отправная точка будущего Земли, здесь находится шамбала 

     5  самых  важных  вещей    на     Северном полюсе:

  •       крем от загара и солнечные очки
  •       непромокаемые брюки
  •       теплые носки
  •       термобелье
  •       фотоаппарат

Стоимость участия в экспедиции: от 25 000 $ США

День четвертый. Белая радуга

Первая вертолетная программа — команды по 5 человек облетали территорию вокруг ледокола. Шикарная панорама — фантастический, почти нереальный пейзаж. Небо в тумане, и сквозь него проглядывает полярная радуга — совершенно белая. Вода в оттаявших ледниках необыкновенного бирюзового цвета, а на солнце можно увидеть голубоватое свечение льдов. С погодой нам повезло: -4°С — арктическое лето.

День пятый. Боковое с айсбергом

Льды все толще. Бывало так, что ледокол не сразу берет препятствие, — тогда сдает назад и с разгона ломает лед. Чем толще он становился, тем сильнее снижалась скорость судна. Иногда было ощущение, что его можно обогнать пешком по льду. Видели несколько айсбергов, отколовшихся от местных ледников. Они дрейфуют и вскоре попадут в Гренландию — опасность для судов. Оказалось, несколько лет назад и наш ледокол столкнулся с ледовым странником: старший матрос ночью не заметил айсберга — классика жанра. К счастью, людей не было на палубе — никто не пострадал. Теперь на правой стороне видна крупная вмятина, удар пришелся на несколько палуб. Конечно, на плавучесть судна это никак не повлияло, но пришвартовываются моряки сейчас левым бортом — ради эстетики.

День шестой. 90°N. Покорение.

В ожидании прибытия на Северный полюс все с GPS. Отметку 90 градусов зафиксировали 21 июня, в день солнцестояния, когда светило было в зените — все совпало. Оказались в необычное время в самом необычном месте. На льду нет никаких опознавательных знаков, указывающих на Северный полюс. Эту точку просто невозможно зафиксировать, так как лед Северного Ледовитого океана постоянно дрейфует.

По достижении географического Северного полюса нас ожидала высадка на лед. В целях безопасности по периметру вокруг ледокола выставили вооруженную охрану — чтобы обезопасить от нападения белых медведей.

С нами был удивительный спутник — тибетский лама. Персонал рассказал нам, что он молился в каюте всю дорогу. Сам он выходил всего несколько раз — смотреть животных с палубы ледокола и при выходе на лед на Северном полюсе. Для него посещение крайней точки земного шара — духовный путь. Со слов ламы, Северный полюс — отправная точка будущего Земли, здесь находится Шамбала. Каждый лама, достигший определенного духовного развития, должен побывать тут.

Самое захватывающее в программе — купание в проруби. К каждому ныряльщику привязывают трос — под вами глубина 4 километра и сильное течение. Никакого гидрокостюма — вода всего -1,5°С. И после заплыва полагалось 50 граммов водки.

В итоге все смельчаки получили сертификаты по посещению Северного полюса и купанию в проруби — с подтверждением температуры воды и воздуха — за подписью капитана ледокола и судового врача. Мол, за помощью не обращался — жив-здоров.

Возвращение

На обратном пути капитан ледокола пригласил в кают-компанию на чай, туристы задавали вопросы.

Я спросил: «Когда путь ледокола пересекает белый медведь — как поступаете в таком случае? Отворачиваете или объезжаете?»

Моряк рассказал историю: однажды ледокол осуществлял проводку во льдах каравана торговых судов, и впереди старший матрос заметил полярного медведя. Обойти нельзя, сдать назад тоже. Решили ждать. 40 минут медведь купался в проруби, а затем побрел дальше. Караван продолжил ход.

На обратном пути у нас была высадка на остров Джексона, входящий в группу островов Земли Франца Иосифа. Именно здесь провел зимовку знаменитый норвежский путешественник Нансен. Также были вертолетные экскурсии над островами и ледниками архипелага.

Мы тоже встретили немало медведей — я заснял целую фотохронику.

Чтобы не спугнуть животных, все вели себя крайне осторожно, — только и было слышно, как щелкают затворы фотоаппаратов. Видели моржей на льдинах, но близко не подплывали — были случаи нападений.

Последние два дня шли по чистой воде в Баренцевом море, смотрели на рыболовецкие траулеры, общались с командой. Счастливый случай — познакомился с Виктором Кобзевым — легендарным художником, у которого постоянная творческая мастерская на атомном ледоколе.

27 июня в 4 часа утра мы прибыли в Мурманск, где к отплытию уже готовилась следующая группа. И в моем загранпаспорте появилась отметка — «Северный полюс». Заграница, однако. Пока этот географический объект никому не принадлежит. Однако, если хребет Ломоносова признают частью континента, — «вершина мира» станет российской.

Ледокол — судно 160 метров в длину, 30 в ширину, мощностью 75 000 лошадиных сил, с двумя атомными реакторами.     Ледопроходимость — 2,8 метра.

21.09.2015

Сентябрь 2015/ №09 (82)

Оформить подписку на печатный журнал
Подписка на печатный журнал
Бесплатную подписку можно оформить только первому лицу компании