— В детстве стоило лишь услышать шум самолета, как я тут же бежал к окну и наблюдал за «крылатой машиной», — Михаил Мамонов, руководитель отдела комплексных проектов компании IMLIGHT
Спорт высокого полета
— Когда классе в третьем начался набор в авиамодельный кружок, записался, не раздумывая. И даже после окончания школы остался в нем, только уже руководителем.
Авиамоделизм — это и спорт, и целая инженерная наука: хороший результат зависит и от твоих физических возможностей, и от четкой работы техники. Модели делятся на несколько классов: свободнолетающие (планеры и таймерные), радиоуправляемые и кордовые (скоростные, пилотажные, гоночные, воздушного боя, копии). Последними «рулят» с помощью корда — 16-метрового троса.
Некоторые модели самолетов требуют участия не одного человека, а экипажа: как правило, дуэта пилота и механика. Главное отличие в том, что пилот всегда должен быть в хорошей физической форме, ему необходимо постоянно тренироваться — и чем больше, тем лучше.
Раньше я был пилотом, сейчас из-за дефицита времени — механик. Но и сейчас есть огромное желание вернуться в «большой» спорт.
Что нам стоит модель построить?
В советское время комплектующие для спортивных моделей, включая двигатели, делали сами — приобрести было негде, да и зачем? Многие работали на заводах — на станках производили все необходимое. Материалов, конечно, не хватало. Помню, как-то стеклоткань с теплотрассы отматывали...
А сейчас проще купить. Продукции много – в любом виде: начиная от набора реечек до готовой — настроил и пошел «летать». Но не факт, что так дешевле. Все же это не «бюджетный» вид спорта. Да и помещение отдельное необходимо — на кухне пилить и клеить не будешь…
«Строительство» модели с нуля может занять не день и не месяц. К примеру, на создание копии уходит несколько лет кропотливого труда. Я таким количеством свободного времени, к сожалению, не располагаю. Поэтому приобрел готовый вариант — брата-близнеца в масштабе 1:3 британского самолета Sopwith — истребителя Первой мировой войны. Это для души.
Планер уходит в небо
В школьные годы я мог за зиму сделать планер — летательный аппарат без двигателя. На соревнованиях такой «затягивают» на веревке, как воздушного змея, и отпускают. Если продержится в воздухе 3 минуты — заработаешь 180 баллов — максимальное количество. Может летать и дольше, но это уже не имеет значения. Поэтому на модели устанавливают ограничивающие таймеры, которые срабатывают после трех минут, и начинается плавное приземление.
Свой планер я решил испытать заранее, еще до начала состязаний. Не включая таймер, слегка подтолкнул летательный аппарат. Он сделал небольшой круг, пролетел мимо меня, выше, выше... Так и ушел в небо — стал едва уловимой точкой!
Ошибка в том, что я не обратил внимание на восходящие потоки воздуха — они-то и «унесли» планер. Важно учитывать состояние погоды. Это кордовым моделям все нипочем — ни снег, ни дождь — соревнования могут отменить лишь тогда, когда ветер достигает 10-12 м/сек.
Со свободнолетающими самолетами сложнее. В твоем распоряжении всего час, и надо почувствовать наиболее подходящую минуту для запуска. Опытные моделисты знают, если вдруг стало теплее от ветра — это лучший момент для старта. Увидел облако — направляйся к нему — именно там царит восходящий поток.
Полет круглый год
Сезон для турниров ограничен летними месяцами, только воздушный бой — круглый год. Помню, в ноябре 1987 года поехали в Нижний Тагил с напарником выполнять нормативы кандидата в мастера спорта. Мороз стоял около 30 градусов. Когда запускали двигатель, все кисти и отморозил! До сих пор шутим, что я свои кандидатские корочки заслужил руками.
Есть в этом спорте и посерьезнее опасности. На запуске все участники обязательно должны быть в шлемах. Даже нетяжелая модель весом всего 500 граммов, но имеющая металлический мотор и летящая со скоростью 150 км/час, — уже серьезная угроза. Поэтому площадка для соревнований всегда огорожена сеткой, заходить за которую зрителям запрещено.
От модели к планеру
Раньше на областные соревнования съезжались десятки команд — около 100 участников и преподавателей. Ночевали прямо на аэродроме, в палатках.
А сейчас авиамоделизм «держится» только на частной инициативе. К примеру, чтобы поехать на соревнования или организовать их, мы тратим в том числе и свои деньги...
«От модели к планеру, от планера на самолет!» — помните такие советские лозунги? Школьники после уроков «дурака не валяли», и с профессией им помогали раньше определиться — при каждом предприятии были организованы станции и клубы юных техников. Где все это сейчас? Если и существует, то только для галочки. Обидно!