История успеха
Июнь 2014 / № 06 (67)

Мы формируем около 3% областного бюджета (0+)

На рекламу пива сегодня полный законодательный запрет — покупатель голосует рублем за качество и вкус, а не из-за навязывания через баннеры и СМИ, — Николай Курагин, генеральный директор ОАО «Вятич»

Мы формируем около 3% областного бюджета

Переворот в пивном деле

— В начале XX века русский император обратил особое внимание на проблему самогоноварения: здоровье нации тогда было под угрозой, и казне ни копейки прибыли это не приносило. Стали строить отечественные пивоварни — нужны были профессионалы.

На Вятку пригласили потомственного баварского пивовара Карла Отто Шнейдера. Его предков прославляла «Золотая книга Баварии» XIX века. А в начале XX века этот немец совершил настоящий переворот в пивном деле.

Только начнешь витать в облаках — развалишь предприятие

По указу Николая II Шнейдер приехал в Слободской, где несколько лет работал на владельца крупного торгового дома, фактически монополиста в производстве пива и бутылок, купца Александрова. Обрастая деловыми связями на Вятке, предприимчивый немец решил построить собственную пивоварню, но уже в центре губернии. В 1903 году он зарегистрировал фирму, имевшую в уставе право «на производство пива германского и русского рецептов, меда и зельтерских вод».

Первое время это была маленькая пивоварня. Но в пивном деле действует принцип «расти или умри». Если бренд не будет расти, его место займет другой. Производство расширилось: уже в 1907 году в конце улицы Владимирской (Карла Маркса) закончилось строительство новой пивоварни — до сегодняшних дней завод не меняет адреса и располагается в исторических зданиях.

Чуть позже в Вятке один за другим стали открываться пивные рестораны и лавки. Во всех крупных районах создавались склады для хранения шнейдеровской продукции, филиалы пивоварни — в Вологодской, Нижегородской и Архангельской губерниях. Одновременно пиво стали варить не только для продажи в России, но и на экспорт.

В новом веке «Вятич» продолжает укреплять позиции на мировом рынке. Продукция поставляется в страны Прибалтики, Западной Европы, качество подтверждается золотыми медалями на крупнейшей выставке Internationale Grüne Woche в Берлине.


При Дворе монархов

Первая мировая война и репрессии против немцев перечеркнули все планы на развитие пивоваренного товарищества. Шнейдер бежал на родину, но по дороге погиб при невыясненных обстоятельствах. В 1918 году предприятие национализировали.

В истории завода Шнейдер остался как легендарный немец, сумевший дать отличный старт современному «Вятичу»: не только первым внедрил в производство холодильные машины, но и наладил торговую пивную сеть по самым демократичным ценам. У «Товарищества К.О. Шнейдера» было исключительное право при заказе бесплатно доставлять пиво непосредственно в квартиру клиента.

Все помнят — наша страна активно развивалась, когда сверху управляли жестко

Предпринимательская деятельность дополнялась активной социальной. Шнейдер руководил Обществом северных охотников, городским пожарным обществом и занимался искусством.

Именно при Шнейдере вкус пива из Вятки узнали и полюбили при дворах Николая II и европейских монархов. Легендарные пивные дрожжи от Шнейдера ценила императрица Александра Федоровна: во время весеннего авитаминоза они поставлялись ко двору и принимались внутрь согласно рекомендациям врача. Кроме того, Карл Отто Шнейдер поставлял пивные дрожжи и в Париж самой Коко Шанель.


Лучше пить свое!

Когда Шнейдера однажды спросили, какое пиво пить лучше, он ответил: «Свое!» Учитывая, что этот продукт на 92% состоит из воды, основатель завода тщательно выбирал участок для закладки первого камня своего предприятия — в том месте, где пролегали древнейшие подземные воды. Для качества напитка это было особенно важно: мягкая, чистейшая артезианская вода из собственного источника идеально подошла для пивоварения. По традиции династии пивоваров Шнейдер опустил на дно скважины фамильное серебро.


В традициях баварского пивоварения

В продвижении бренда Шнейдеру приходилось довольно жестко соперничать с конкурентами. Выиграть ему помогло несколько факторов.

В первую очередь, сам продукт, приготовленный в лучших традициях баварского пивоварения.

На бутылке пивоварни Шнейдера в то время не было этикетки: тара отливалась уже с названием фирмы и именем производителя, и сдать ее другой компании было невозможно.

Появлению формата заведений «пивной ресторан» на Вятке мы обязаны именно Карлу Шнейдеру. В газете «Северное слово», № 102 от 12.05.1913 г., писали: «…В зале громадной величины, украшенном художественной живописью, поставлены 3 великолепных бильярда, снабженные шарами лучшей слоновой кости, в большой смежной комнате поставлен небывалый в Вятке «полифон-концерто», заменяющий собой хороший оркестр». Ресторан отличался высоким уровнем сервиса и качеством блюд.

Это повысило престиж марки и сказалось на развитии культуры пития.


Вышли на мировой уровень

«Вятичу» повезло с первым управленцем — строгим и педантичным Карлом Шнейдером. Известен факт, что его рабочие выходили на смену в 5 утра, а заканчивали труд в 7 часов вечера.

За годы работы управленцем я и сам прослыл «технократом с непопулярными решениями». Ориентируюсь на немецкий стиль менеджмента: все должно быть четко спланировано — до деталей. Только начнешь витать в облаках — развалишь предприятие.

На рекламу пива сегодня полный законодательный запрет — покупатель голосует рублем за качество и вкус, а не из-за навязывания через баннеры и СМИ

Бизнесменов-«драйверов» рождается всего 5% в год во всем мире. Если раньше один человек мог организовать труд 50 подчиненных, сейчас поставьте бригадира на пять рабочих: только отвернется, все будут сидеть без дела. Всегда есть проблемы с кадрами, найти толковых людей сложно. Все они работают на своих местах.

Есть вопросы популистские, а есть перспективные. Популярное решение — это разные «пряники». Но задача руководителя — дать мотив к действию. Все помнят, что наша страна активно развивалась, когда сверху жестко управляли.

В 1998 году меня избрали генеральным директором. На заводе не было крепкого хозяйственника. Нужны были активные оперативные действия. Мы составили карту развития предприятия, четкий стратегический и маркетинговый план, вложились в самое инновационное европейское оборудование. Привлекли специалистов из Германии, Чехии. Сами ездили как на крупные пивоварни, так и на частные. Предприятие вышло на мировой уровень производства пива.

Сейчас штат сотрудников составляет всего 320 человек, при этом мы формируем около 3% областного бюджета.

Чтобы чего-то добиться, нужна самодисциплина. Потому что постановка цели еще ничего не значит, нужно уверенно к ней идти. Никаких чудес, случайных совпадений — только труд. Но при этом должно оставаться время на семью и на спорт.

Пиво ручной работы

Пиво — продукт уникальный. Если будешь относиться к нему исключительно как к объекту выжимания денег, то проще поставить все на поток, минимизировать затраты на сырье, удешевить себестоимость и вложиться в бренд, создать шумиху.

Нашей главной задачей было найти свою нишу, своего покупателя. В этом отношении я симпатизирую Баварии. Дело в том, что пиво и Бавария — синонимы: ни одно политическое мероприятие не обходится без него. На местном рынке это самый эмоциональный продукт. В Баварии две революции произошли из-за цен на пиво, а за столом о пенном напитке могут разговаривать часами. Мне нравится эта идея и сам бизнес. Пиво для меня — жизнь!

Именно поэтому мы не поддались искушению сэкономить на ингредиентах, чтобы повысить прибыльность бизнеса. Наша команда состоит из мотивированных людей, энтузиастов, искренне наслаждающихся своим трудом.

Безусловно, пивной рынок перенасыщен: на стойках в барах ограниченное число кранов, а полки супермаркетов не резиновые. Чтобы добиться успеха в такой ситуации, надо производить продукт очень высокого качества и быть предельно честным.

Мы решили сосредоточиться на сравнительно небольших объемах производства. Пиво, которое варим, — ручной работы.

Принцип кропотливого отношения к сорту заложил Шнейдер, и так было до времен Анастаса Микояна. Кстати, научный сотрудник НИИ пивобезалкогольных напитков Юрий Ладнев отметил в то время, что «лучшим образцом популярного советского пива является напиток, который варят на Кировском пивзаводе…».

Мы возродили традиции основателя, вернули принцип частного «домашнего» пивоварения еще в начале 2000-х. Однако в то время пришла мощная волна западных брендов и навязала моду на пивные напитки. Сейчас в тренде так называемый kraft beer*. А мы делаем его с 1903 года!

Большинство компаний пастеризуют пиво. На нашем производстве отсутствует такая система. Безусловно, от этого продукт выпускать и реализовать сложнее.

Надо работать аккуратно с самого начала. Главное — чистота и точность.

На рекламу пива сегодня полный законодательный запрет. В этом есть плюс. Покупатель голосует рублем за качество и вкус, а не из-за навязывания через баннеры и СМИ.

У пивоварни «Вятич» уникальная история. Ни одна большая компания с миллионным бюджетом на маркетинг не сможет соревноваться с нами.

Преумножая традиции, мы сохраняем главное — опыт — единственное, что совершенствуется годами.

Читайте также: Николай Курагин — 4-е место в рейтинге бизнемсенов 2013 года

07.06.2014г.
Июнь 2014 / № 06 (67)

Оформить подписку на печатный журнал
Подписка на печатный журнал
Бесплатную подписку можно оформить только первому лицу компании