В 5 лет я дрался пластмассовым мечом, в 13 — деревянным, а в 18 взялся за стальной, — Михаил Колпащиков, — директор хостела «Достоевский» и 4-кратный чемпион мира по историческому средневековому бою
Страх до первого удара
— На первый бой выходить страшно, но только до первого удара. Потом в голову бьет адреналин — и все, как говорится, понеслась! Страх уступает место ярости и кайфу. Выплескиваешь свой негатив, бьешься изо всех сил, и чем больнее, тем лучше! Бой заканчивается, когда противник касается ристалища (поля, где проходит битва) тремя точками тела. Упал — умер! Обычно это происходит за 45 секунд. Вам кажется, что минута — так мало! Но для нас, там на ристалище, минута кажется часом.
Тяжелая ноша
Попробуйте устоять на ногах, когда на вас груда доспехов (панцирь, защита бедер, голеней, шлем) и меч в руках. И во всем этом надо биться ...Редко кто продержится дольше минуты! Только один раз я видел бой, который длился целых 10 минут и закончился ничьей.
Чтобы не упасть сразу под градом ударов, надо поддерживать крайне высокую физическую форму. Здесь требуется выносливость и взрывная сила, сильные связки и сухожилия. Ежедневно тренирую эти параметры в тренажерном зале по 1,5 — 2 часа. Иногда тренируемся в доспехах.
Колотим от души
В 2008 году движение исторических боев в мире переросло в спорт. До этого турниры были больше развлекательного плана. Акцент делался на историческую достоверность. Мое полное боевое облачение весило 30 кг! Со стороны мы выглядели очень неуклюже — толпа рыцарей, которые с трудом передвигают ноги. Сейчас по-другому. Использую спортивную титановую «форму», она весит всего 20 кг (без шлема), в ней легче и свободнее передвигаться.
Конечно, драться так, как это делали в XII веке, нельзя. Ведь цель рыцарей была — убить врага, и как можно скорее. Мы же соревнуемся. Колотим друг друга ради удовольствия. Поэтому некоторые боевые приемы просто запрещены.
Мировое движение
Впервые я попал на настоящий массовый поединок в 18 лет. Испытал ужас, когда увидел бегущую прямо на меня толпу с мечами, в доспехах. Просто мясорубка какая-то! Но не отступил. Справился. И дальше легко включился в движение. Сейчас исторический средневековый бой (ИСБ) — не просто хобби. Это моя работа. Я вхожу в состав сборной России и выступаю от клуба «Берн». Он, пожалуй, один из самых сильных общероссийских клубов, его сердце составляют сильные бойцы из разных городов. Турниров проходит много — и наших, и международных. Сезон открывается с кубка «Динамо» в ноябре, потом — региональные отборочные, всероссийские отборочные и Битва наций. Между этими крупными турнирами много менее значительных соревнований.
Положили возле забора
В Европе русских боятся — мы сильнее, всегда побеждаем. Может быть, потому что больше тренируемся. 4 года назад между нами и европейцами была просто огромная пропасть. Потом мы стали ездить к ним, обучать, и ребята вроде подтянулись.
На последней Битве наций (май 2016 года) сильно удивили британцы — держались почти 1 минуту! Хорошо дерутся канадцы и американцы, но они все равно слабее нас: средний возраст членов их команды 40 лет, а у нас — 27. Сильными противниками считаю наших братьев-славян: украинцев и белорусов. Отчаянные, как и мы.
В бою многое зависит от тактики и от того, как ты выполнишь свою роль. Сложнее центровому — ему приходится работать направо и налево. Проще держаться у края ристалища, опираясь спиной о забор — легче выстоять, не упасть. Таким путем нас как раз пытались победить британцы, но мы их положили там же, возле забора.
Искали всей командой
Когда ездим за границу на соревнования, с нами постоянно случаются какие-нибудь истории. Однажды наш боец потерял паспорт в самолете, искали всем экипажем. Как-то раз на пустынной горной дороге в Австрии у нас кончился бензин. Слава Богу, мимо проезжали немцы, мы остановили их и попросили съездить нам за бензином. Они оказались сердобольные и помогли.
А самое главное событие, которое случилось со мной благодаря моему увлечению — после турнира в Словакии я познакомился со своей будущей женой!
Фото: Александры Маштаковой, Ольги Комковой
28.10.2016
Октябрь 2016 №10 (95)