Спецпроект
Май 2021 / № 5 (148)

Почему малый бизнес не стремится к росту? (0+)

Почему Россия производит всего 0,6% от общемирового объема мебели и более половины покупаемой в стране мебели ввозится из-за границы? Что мешает развитию отрасли в нашем регионе? Почему малый бизнес не стремится к росту? — генеральный директор Giulia Novars Александр Варанкин

Почему малый бизнес не стремится к росту?

Почему Россия производит всего 0,6% от общемирового объема мебели и более половины покупаемой в стране мебели ввозится из-за границы? Что мешает развитию отрасли в нашем регионе? Почему малый бизнес не стремится к росту? — генеральный директор Giulia Novars Александр Варанкин

Отстаем в производстве

Россия обладает огромными запасами леса, но не входит даже в 30-ку стран по объемам производства мебели. В десятку лидеров входят Китай, США, Германия, Япония, Италия, Канада, Англия, Индия, Франция, Польша. От Китая и США мы отстаем в десятки раз. Но отставание от замыкающей список Польши в 5 раз не укладывается в голове. Сегодня Польша стала вторым в Европе экспортером мебели после Германии. А могла бы быть Россия.

Почему Россия находится далеко от группы лидеров? Причин несколько, но основные из них — технологическая отсталость маленьких предприятий и наша налоговая система.

Налоговое бремя

Абсолютное большинство небольших мебельных предприятий работают на льготных режимах налогообложения и не стремятся расти, т.к. при достижении годового объема производства более 200 млн рублей они вынуждены перейти на общую систему налогообложения. А это влечет за собой резкое увеличение налоговой нагрузки. По нашему предприятию налоговая нагрузка в пересчете на одного работника в 2020 году составила 533 тыс. рублей, или 45 тыс. рублей в месяц. Это много для мебельной отрасли. Коэффициент налоговой нагрузки составил 15,2 при базовом по отрасли 5,6. Говорить о честной конкуренции с таким «рюкзаком налогов» не приходится.

Самый неприятный налог для предприятий с большой долей трудозатрат — НДС. Его доля в общей нагрузке превышает 40%.

Сумма налогов и взносов зачастую сопоставима с фондом оплаты труда. При нежелании расти нет необходимости приобретать хорошее высокопроизводительное оборудование.

Зарплата в мебельной отрасли, наряду с производством одежды, обуви — самая низкая в промышленности. Отрасли — инвестиционно не привлекательны, поэтому рынок наполнен импортными изделиями.

Основные поставщики в Россию — Германия и Китай. В обеих странах налогообложение более комфортное для бизнеса: НДС в Германии 19%, в Китае — 13%. Действует прогрессивная шкала подоходнего налога с необлагаемым минимумом. Ставка налога варьируется от 0 до 45%. Прогрессивная шкала применяется во всех развитых странах и развивающихся, как Китай.

Сейчас соседний Казахстан снизил НДС до 12%. В Белоруссии создается мощный мебельный кластер с льготным режимом налогообложения. В непосредственной близости от нашей области — в Удмуртии и Татарстане — также созданы зоны с льготным режимом налогообложения.

Учитывая эти моменты, многих мебельщиков, работающих на ОСН, ждут непростые времена. А три компании из вышеназванных находятся в Кирово-Чепецке, где численность населения сократилась на 30%.

Меры поддержки от государства, которые могли бы помочь развитию отрасли

Одежда, обувь, мебель можно отнести к социально значимым товарам и снизить по ним ставку НДС до 12-13%. Это значительно бы повысило долю отечественной мебели на своем рынке. Повысится и инвестиционная привлекательность отрасли. Предприятия без опасения резкого роста налоговой нагрузки будут закупать современное оборудование, создавать новые рабочие места, наращивать объемы производства.

Мебельная отрасль считается трудозатратной во всем мире. В 2019 году в России было около 15 тысяч предприятий, на которых работало до 200 тысяч человек. В ассоциации мебельщиков России считают, что еще 30% мебели производится «в гаражах», что приносит значительный урон законному бизнесу.

Увеличение объемов производства мебели повлечет за собой потребление продукции лесопромышленного комплекса, алюминиевых профилей, лакокрасочной продукции, стекла, металлоизделий, тканей, кожи и других материалов. Эти отрасли также создадут новые рабочие места. Это будет эффективнее, чем искусственно создавать рабочие места с выплатой из бюджета — 38 796 рублей за каждое. Несмотря на сложности, компания уверенно занимает свою нишу на рынке. В Европе марку Giulia Novars называют «русский «Боффи». Это очень престижный итальянский кухонный бренд. Мы небольшая, но хорошо известная компания, и среди наших клиентов много известных в России людей. Нашими партнерами стремятся стать производители престижной техники для дома. Нам всегда предлагают новинки в области механизмов, техники, материалов, поэтому мы — пионеры, оперативно внедряющие самые прогрессивные новшества, и находимся в группе лидеров. С нами хотят работать дорогие мебельные салоны из многих стран, но мощности производства загружены запредельно. К тому же кухни — товар сложный для пересечения границ из-за большого объема последующих сервисных услуг, а также сложного таможенного оформления.

В заключение хотелось бы сказать, что если Россия примет систему налогообложения как в Китае, то мы наберем такие же темпы развития, как они, и быстро войдем не только в тридцатку, а в десятку лидеров в мебельном бизнесе.

20-05-2021

Оформить подписку на печатный журнал
Подписка на печатный журнал
Бесплатную подписку можно оформить только первому лицу компании