Методы борьбы с прокрастинацией — синдромом откладывания дел на потом
Западная теория
Джеймс Шуровьески, корреспондент New Yorker (США): Побудьте «лузером»
— Прокрастинаторы подсознательно создают условия, при которых успех невозможен. Как говорят специалисты, выбирают стратегию «самоинвалидизации». Выход из ситуации — перестать мыслить категориями успеха, а думать только о собственном комфорте: «Я делаю как могу, пусть не лучший на фоне коллег, зато не трачу нервные клетки». Такой подход повышает самоуверенность, вы не заметите, как задача будет выполнена, пусть и не совсем в срок.
Джон Перри, философ (США): Обманите себя сами
— Ключ к продуктивности — в самообмане. Нам свойственно ранжировать задания в порядке важности. Потому специально расположите вверху своего списка самые сложные или даже совсем невозможные дела с расплывчатым дедлайном (можно специально их выдумать), ниже — заботы попроще и с точным сроком исполнения. Поверьте, вы выполните все из нижней половины, лишь бы не выполнять трудные пункты, записанные сверху.
Похожий прием — ставить важный проект в список мелких поручений. Тогда работа над ним пойдет легче — будете думать, что занимаетесь ерундой.
Джеймс Алтучер, глава хедж-фонда, инвестиционный консультант (США): Доверьтесь судьбе
— Откладывание запланированного на завтра — естественная борьба организма с негодными идеями: раз работа идет неохотно, возможно, это знак. Задумайтесь, какие полезные вещи можно сделать вместо неприятного дела? Если их наберется достаточно много — вероятно, тогда вся предыдущая идея никуда не годится. Остановитесь, чтобы обдумать, действительно ли ваш бизнес так хорош.
Наша практика
Виктор Рябенко, генеральный директор ОАО «Коммунэнерго»: Делите на кусочки
— Чтобы не приходилось «в три ноги» решать поставленные задачи, пытаюсь «есть слона по кускам» — по методу Архангельского. Делю задачи на жесткие со строгим сроком выполнения и гибкие, которые можно сделать в свободное время. Каждое утро начинаю с «лягушки» — неприятного дела, которое постоянно откладывал, — и кусочка слона — большого проекта с отдаленным дедлайном. В процессе прихожу к выводу, что казавшаяся ранее крупной проблема не такая уж и страшная. И к подчиненным такой же подход. Любой взрослый в состоянии распланировать рабочее время максимально рационально. Если же сотрудник долго не может организоваться, расстаемся — второго шанса не даю.
Александр Горгоцкий, директор клиники «Альфа-Центр Здоровья»: Не пугайтесь объемов
— Список дел у руководителя, без того внушительный, постоянно растет в течение дня. Расставляю приоритеты, но значимых для компании задач все равно оказывается больше, чем времени. Поэтому беру сразу несколько важных проектов, ставя себя в «безвыходное» положение — груз ответственности не позволит расслабиться. В разнообразии задач — и отдых: надоел один проект, перехожу к другому.
Александр Гусев, генеральный директор ООО «Радиотехник»: Сложите оружие
— В идеале нужно жестко разделять: в офисе — только работа, остальное — за его пределами. Но люди не роботы. На контроле далеко не уедешь. Если компания не будет учитывать интересы своих кадров, они разбегутся. Убедился, прокрастинацию не изжить насильственными мерами. Отчасти помогает мотивация: личные беседы, собственный пример, системы оплаты... Но и это не надежная панацея.
На самом деле прокрастинация не так страшна, как ее представляют. Когда тянешь с выполнением дела до последнего, все ненужное отсеивается, сроки поджимают и организм мобилизуется, мозг быстрее находит оптимальное решение.
09.06.2014г.
Июнь 2014 / № 06 (67)