— Оппозиционные митинги — как фарш, который невозможно прокрутить обратно, — Михаил Фишман, журналист телеканала «Дождь» в эксклюзивном интервью «Бизнес Классу»
С настроением проигрыша
— Помню свои ощущения почти 20-летней давности: во время путча я не был в Москве, вернулся чуть позже, вроде бы ничего не изменилось и в то же время все стало другим. Потому что появилось, простите за пафос, пьянящее чувство свободы.
Тогда мы были моложе, апофеоз — романтичнее, но 10 декабря позапрошлого года на Болотной я испытал схожие эмоции. Вновь сменилась эпоха в России, мы стали жить в другой стране, хотя и без видимой трансформации власти.
С тех пор прошел год, и налицо уныние. В воздухе витает настроение проигрыша, которое на жаргоне называют «сливом протеста». Не мое это выражение, и я его не поддерживаю.
Да, на митинги сейчас идти не хочется, если кто и собирается, то без задорного веселья. Как сказал Никита Белых в студии «Дождя», не было никакого содержательного посыла выходить в Москве на площадь 15 декабря прошлого года. Согласен с ним, просто отметить годовщину протеста — не самая подходящая идея для политической акции.
Но главное, стало совсем не важно, сколько выходит людей: 100 тысяч или вообще никого — по количеству вышедших на улицу нельзя судить о состоянии умов.
Завтра не будет как вчера
Полностью изменилась политическая повестка дня. Интервью Путина перед парламентскими выборами сводилось к обещанию «будем жить как жили, ничего никогда не изменится». Я помню время, когда мы точно знали, что завтра будет таким же, каким был вчерашний день — оно называлось застоем.
Против него люди и восстали на Болотной площади. Чтобы отменить запланированный застой, хватило 80-100 тысяч людей, реально готовых выйти на улицу. Сегодня сам Владимир Владимирович Путин не уверен в будущем и не знает перспективы.
Власть реагирует в режиме истерики. Летом была попытка сделать ставку на религию и духовность. Ничего не вышло: доверие к власти не выросло, а авторитет церкви стал падать. Сейчас на повестке дня борьба с коррупцией... И она тоже, как мы видим, движется так себе.
«Единая Россия» перестала быть консолидирующей силой. Ее просто больше нет, а если есть, то как «партия жуликов и воров». Вместо партии — отряд крикунов-заднескамеечников, которым для эффекта выдали микрофоны.
«Но кто-то же должен заниматься политикой», — решили в обществе, и она превратилась в такую же работу, как, например, спасение больных раком. Выступать на митингах постепенно стало профессией.
Кто ходит на голове
Сверху эту активность пытаются «заткнуть пробкой», пройтись по ней кирзовым сапогом. Речь о законах, которые были приняты летом. Административный штраф 30 тысяч рублей за несанкционированный митинг — это безумие. Как и точечные репрессии, в том числе по делу 6 мая, за что сейчас сидит и ваш кировский журналист. Все знают, как выглядят массовые беспорядки, на Болотной их не было. Бессмысленно показывать нам картинку фанатского погрома в Британии — ей нельзя никого убедить.
Приняли закон о том, что губернаторов вновь будем выбирать, но сразу после этого сняли и переназначили 20 из них, пока закон не вступил в силу. Так надо выбирать или не надо — вы там, наверху, как думаете? Это же шизофрения какая-то...
Остро стоит вопрос законности принимаемых законов. Люди наверху, как видно, могут проголосовать и подписать все что угодно — вплоть до указания ходить на голове. А потом уже мы сами должны решать дилемму: передвигаться вверх ногами или как нормальные люди. Примерно в такой ситуации сейчас и живем.
Белых и флаг в руки
В Кирове о взаимодействии власти и общества можно будет судить и по инициативности на сайте «Йополис». Ваш регион стал первым активно подключившимся к проекту. Это площадка для обсуждения любых проблем, которые понимаются как общественные, со всеми инструментами, чтобы решать их.
Белых помог «Йополису» прийти в Киров. Он политик и, возможно, рассчитывает извлечь свою политическую выгоду – так и флаг ему в руки. Проект абсолютно демократичный и никому не навредит, никакого популизма в нем нет.
Никита Юрьевич — открытый человек, я читаю то, что он пишет, и почти всегда согласен. Ему есть что сказать, он не боится дискуссий. Не так часто от наших губернаторов можно услышать разумные вещи. Белых среди них, как всегда, пионер. Кирову в этом смысле повезло. Надолго ли?..
Матом не ругаюсь
Я всегда говорю то, что думаю. Не губернатор — не боюсь увольнений. Потому и в моем эфире нет цензуры. Ну, подбираю выражения, чтобы текст звучал. Не ругаюсь матом, допустим, но это разве цензура?
Есть люди, к которым я внимательно прислушиваюсь. Есть публицисты, которых с огромным интересом читаю. Есть журналисты, мужеством которых восхищаюсь. Их самоотверженность поражает. Я, например, в себе таковой не чувствую. Самому тут похвастаться особо нечем.
Из-за тяжелого графика времени свободного — одно воскресенье, и я обычно вожусь с детьми. Они на меня не похожи, и это очень радует. Одна — очень мягкий и трепетный человек, другая — бодрая и самодостаточная.
А я? Я где-то посередине...