Гонка с профессионалами мирового уровня для меня как контрольная работа — Вадим Федотов, член сборной Кировской области по автоспорту, кандидат в мастера спорта
Эта гонка — не пушечный выстрел
— Что такое ралли-рейды? Все просто — это тактика, скорость, лучшие инженерные решения и выносливость. Философия ралли-рейдов — найти свой путь к финишу, который ты должен проделать за минимальное количество времени. А как это сделать, зависит от каждого члена команды!
Эта гонка — не пушечный выстрел, а планомерная работа команды в течение всего сезона. Соревнование не останавливаются после пересечения финишного створа. Работа экипажа, механиков и других членов команды продолжается без остановки.
Самые жаркие дни — это сама гонка. Много организационной работы. Механики переезжают с одной точки сервиса на другую. Машина движется линейно из точки А в точку Б, преодолевает самые сложные дорожные условия, добавляя работы механикам. Каждый гоночный этап состоит из нескольких соревновательных дней: не менее 4-х. И все эти 4 дня ты встаешь с восходом солнца и ложишься далеко за полночь, на сон не больше 5 часов, едешь по полному бездорожью, минимум 800 км.
Доехать любой ценой
Когда ты выезжаешь первый раз за сезон, у тебя все технически готово. Ты готовишься всю зиму: разбираешь автомобиль до болта и собираешь обратно. Первая гонка всегда морально сложна, потому что ты не сидел за рулем всю зиму. Никто не защищен от технических сбоев. В ралли-рейде сложно подстроиться, потому что это не та гонка, которую все привыкли видеть. Она начинается не тогда, когда тебе махнули флагом, и заканчивается не тогда, когда ты преодолел какой-то спецучасток. Такие участки есть, но ты можешь пройти их все на отлично, но не выиграть гонку, если не приедешь в определенную зону своим ходом. Ты можешь затолкать машину в эту зону или, как у нас бывало, доехать на 3 колесах — любой ценой. Нельзя только заезжать на буксире. Однажды нам пришлось толкать машину целый километр до финиша.
Фотографы вместо знаков
Многие спортсмены из автоспорта считают нас немного неадекватными, потому что во всех других видах автоспорта ты, например, можешь просмотреть свою трассу. Мы же по своей спортивной трассе дважды никогда не едем. Вечером, перед началом гонки, мы получаем альбом, где прописаны точка старта, точка финиша и некоторые промежуточные точки. Если твой штурман не обладает достаточными навыками, ты можешь стартануть и просто не финишировать — свернуть не туда и просто ехать-ехать-ехать… Трасса ничем не выделяется.
Ралли-рейд — это симбиоз поиска маршрута и максимально быстрого перемещения по нему. Опытные гонщики научились черпать информацию из совершенно неочевидных вещей. Например, в тех местах, где стоят фотографы, нужно ехать медленно, потому что фотограф никогда не станет там, где ровно. Если ты издалека увидел его, нужно максимально осторожно преодолеть этот участок, потому что они всегда стоят там, где возможно получить необычный кадр, там, где ты можешь оторвать рычаг, потерять колесо, подлететь, нырнуть... В этих же местах всегда стоит скорая, пожарные и МЧС.
В суперспорте нет неизвестных имен
В ралли-рейдах есть свои подвиды: стандарт (или original), спорт и суперспорт. Отличаются они только требованиями к технике и лицензии пилота и штурмана соответствующего уровня. Участие в суперспорте позволяет нам ездить среди настоящих профессионалов мирового уровня, и это очень хороший показатель для нас. Я воспринимаю такие гонки как контрольную работу. Мы всегда можем посмотреть на время профессионала и сравнить со своим. Посмотреть, где и как они проходят определенные трудности на трассе, как справляются с ними, набраться опыта и подсмотреть какие-то «приемы». В суперспорте неизвестных имен нет (если, конечно, не говорить про нас).
Мы перешли в ралли-рейды из-за того, что в России, к большому сожалению, кросс умирает и в гонках учавствуют люди, которые едут просто, чтобы попробовать, а не для того, чтобы действительно пройти и посоревноваться. Конечно, намного интереснее ездить с профессионалами.
Профессиональный штурман — залог победы
60% победы зависит от профессионализма штурмана, но если гонка заканчивается победой, то получает он примерно 5% лавров, если же неудачно, то почему-то принято считать — во всем виноват именно он. Происходит это, наверное, из-за огромной ответственности, которая лежит на этом члене экипажа. Штурман следит абсолютно за всем, вдобавок на нем еще и работа с дорожной книгой.
Как мы уже говорили, вечером перед гонкой он получает эту книгу. К утру у него готово 120-130 страниц с пометками. На каждой странице по 5-10 строчек, и все он должен просмотреть, подчеркнуть и запомнить. Он помечает все нюансы трассы исключительно по книге, учитывая погодные условия и особенности трассы, не побывав на местности. Когда пилот едет по маршруту, по которому никогда не ездил, да еще и со скоростью 100-140 км/ч, огромная ответственность за направление экипажа в нужную сторону, конечно же, лежит на штурмане.
И на следующий день все повторяется...
Надо понимать, что ралли-рейды были придуманы французами и подобные дорожные книги организаторы гонок тоже пишут на французском языке. Для штурмана мало знать французский, нужно понимать сокращения, из которых состоит практически вся книга. Штурман должен накидать план на день и механикам: куда приехать, когда выезжаем, сколько мы едем... Все это для того, чтобы техничка была на месте для дозаправки вовремя. Сделать так, чтобы все прошло хорошо, — это все его работа.
В конце первого дня гонок он получает книгу на второй день, и все это повторяется снова, пока не закончится соревнование. И если я, допустим, могу передохнуть на всех этих дозаправках или технических перерывах, то штурман не отдыхает. Он следит за всем и контролирует все процессы.
Пилотам остается максимально динамично и безошибочно проехать участок, беспрекословно следуя тому, что говорит штурман. Самое главное — довести до финальной точки машину в целости.
Блиц-опрос
Ралли или СтритРейсинг
Тактика или Азарт
Участие или Победа
Адреналин или Стресс
Песок или Снег
20-06-2020