Путеводитель
Июль 2016/№7 (92)

Расцвет империи (0+)

У японцев можно бесконечно учиться терпению, — Артур Стародумов, руководитель отдела рекламы ЦОМ «Мегаполис»

Расцвет империи

У японцев можно бесконечно учиться терпению, — Артур Стародумов, руководитель отдела рекламы ЦОМ «Мегаполис»

Пленящая сакура

— Узнать загодя, когда точно цветет сакура в Японии, невозможно. Буйство красок наблюдается с севера на юг в конце марта — начале апреля. Оказывается, за тем, как распускается природа в садах и парках, следят специальные комиссии, которые составляют подробный график. Поэтому с отпуском мне пришлось подгадать, чтобы увидеть цветение сакуры. Специально следил за новостями из Страны Восходящего солнца на сайте с «гугловским» переводчиком, бронировал билеты и отели, которые из-за ажиотажа в 1,5 раза взлетели в цене. Более того, не так просто получить визу. Пришлось делать псевдовызов, якобы принимающая сторона ждет меня к себе в гости.

Вообще, синтоизм для японцев — традиционная религия, это гармония с природой, ощущение безмятежности. Именно поэтому для них цветение — настоящий праздник. Многие берут выходные, отгулы, отпуска, чтобы  отвлечься от дел и встретить пробуждение весны. Как правило, в это время японцы устраивают шумные пикники на лужайках.    

В японских садах растет 1,5 тысячи сортов сакуры. Причем ею они называют все: сливу, все сорта вишни и т.д. Отличить их друг от друга в буйстве красок порой невозможно. Деревья сменяют кустарники и наоборот. А запах! Перебивает все, пленяет и обволакивает всего — это непередаваемое ощущение. А когда это происходит в живописных зеленых уголках с молчаливыми прудами и бонсаем — целиком отрешаешься от этого мира.

За «фасадом» Токио

В столице, к сожалению, меня постигло разочарование: я не увидел летающих тарелок и богатой культуры в сравнении с Поднебесной. Когда в Китае изобрели компас, бумагу и порох, здесь еще был «первобытный» строй. Вся культура была заимствована.

Столица страны не такая, какой мы ее видим по телевидению: тут нет небоскребов из-за сейсмоопасности. Я застал один из подземных толчков, правда, этого не почувствовал — остановились поезда, в сводках новостей появились сообщения о ЧП.

Это не город огромных светодиодных рекламных щитов — их увидишь только в центральных районах, например Ахикабара, где торгуют различной техникой. Это место встречи любителей манга и аниме. Здесь жизнь кипит на одном перекрестке. Все сидят в айфонах и планшетах. В музее науки и инноваций Мирайкан можно встретить знаменитого робота Асимо, который танцует и поет.

В одной из гостиниц на ресепшене и вовсе нет живых людей, вместо них — андроид, переодетый в костюм гейши. Кстати, по отношению к женщине правильно говорить гейко — «женщина искусства», а «гейша» — это бесполое обозначение. С ней можно было поговорить по-английски и забронировать номер. В них даже унитазы сверхумные, которые делают все сами. Также нужно заметить что японцы помешаны на гигиене.

Удивили стеклянные табачные лавки, где, кроме продажи сигарет, есть места для курящих с вытяжками. Ими же оборудованы и места для «дымящих» во многих скверах. Мест для курильщиков довольно много, вообще это миф, что  японцы ведут суперздоровый образ жизни. Курят и пьют не меньше, чем в России.

Пробки есть, но они не такие огромные в сравнении с Москвой. Здесь очень продуманные развязки, многоуровневые эстакады, которые тянутся прямо через реки по опорам. Правда, метро очень сложное и дорогое. Оказывается, в Токио «подземку» обслуживает несколько компаний. За каждый маршрут по ветке приходится платить. В среднем, чтобы проехать 3 станции, необходимо раскошелиться на 200 рублей. Такси и вовсе — около 1 тысячи рублей, дороже, чем в Европе. Общественный транспорт: автобусы, монорельс, электрички также не дешевые.

Страна не резиновая

Покидая Токио, мы спешили на юг вслед за цветением сакуры. Все города расположены поблизости, ощущение, что из столицы не уезжал вовсе. На пути лежала Йокогама — это крупнейший портовый город Японии. Еще один миф, что здесь совсем нет свободного места, развенчал лично: поражает обилие скверов, парков, зон отдыха. Все сделано в восточном колорите  с ландшафтным дизайном. Интересно, когда японцы ищут место (как правило, в гористой местности), они выпиливают скалу, расчищая площадку, а из переработанного камня на этом месте строят дома. У них множество террас, полей, парков с арт-объектами, различными мобилями, памятниками, например животным (памятник Хатико в районе Сибуя), уличная мебель и т.п. Удивительно, что здесь в некоторых скверах живут бродяги. Причем только в этой стране бомжи — это не алкоголики, а люди, которые сознательно выбрали этот путь не работать, быть наедине с собой. Регулярно социальные службы им привозят горячую еду, а раз в полгода вывозят на диспансеризацию для сдачи анализов.

Осака — еще один уникальный город, который мне понравился больше, чем Токио. Это как наши Питер и Москва: разный менталитет, присутствует соперничество и снобизм по жителей по отношению к другому городу. Он более раскованный, драйвовый, здесь умеют отдыхать. Куда бы ты ни пришел — везде есть караоке. А еще эта нация очень азартная, поэтому в стране очень много игровых автоматов, целые небоскребы Pinko&Slot посвящены играм. За один вечер японец может проиграть 500 долларов.

Самая большая достопримечатель- ность — легендарный Императорский дворец в Киото, который еще помнит правление сегунов, царивших здесь несколько столетий. В этих владениях расположился один из самых крупных садов, где толпы туристов созерцают цветение сакуры. Здесь же можно встретить на прогулке женщин в национальных костюмах.

Кулинарные ритуалы

Заметил, что во многих барах японцы отдыхают по одиночке, они мало общаются из-за своего менталитета. Даже на бытовом уровне технологии сейчас заменили язык и эмоции. Например, есть много кафе, где сделать заказ можно перед входом на компьютере и тебя покормят. Исключается человеческий контакт. Более того, японцы не выражают свои эмоции. Для них поклоны и приветствие — целый ритуал. Рукопожатия не приняты. Особенно в коммерческой сфере сохранилась кастовая система. К слову, раньше самым низким слоем населения были торговцы. Сейчас эта участь досталась сфере обслуживания. В традиционном японском ресторане официант попытается сесть ниже тебя, присядет даже на корточки и примет заказ.

Национальная кухня очень вкусная и не имеет ничего общего с тем, что у себя мы называем суши и роллами. Причем процесс приготовления в Японии считается церемонией, которую совершает сам гость. Туристы обычно теряются: не разбираются в ингредиентах. Кроме того, очень много роллов больших размеров, например с гамбургер — для тех, кто ест на ходу. Отмечу, что качество пищи потрясающее! А что касается традиционного напитка — саке — его нужно выбирать тщательно. Саке японцы называют практически весь местный алкоголь: от водки до сливового вина. Все этикетки на японском, переводить иероглифы сложно.

10.07.2016

Июль 2016 №7 (93)

Оформить подписку на печатный журнал
Подписка на печатный журнал
Бесплатную подписку можно оформить только первому лицу компании