Победа всей команды
— Победа в премии «Человек года» — это не мой личный успех. Это результат работы всей команды. Нас 50 человек и каждый вносит незаменимый вклад своим профессионализмом и желанием дать детям наилучшее образование. Для нас важно, чтобы в развитии детей, которые приходят к нам в детский сад и школу, была очевидная динамика. И когда удаётся достигнуть этого, когда мы слышим благодарности от клиентов, когда родители видят наш вклад в развитие их детей и рекомендуют нас друзьям и знакомым, — вот это самая главная награда! А звезда «Человек года» — это ещё одно доказательство признания нашей работы.
Что делает школу лучшей?
Нет лучших и худших школ – напрасный труд сравнивать всё это. Есть люди, которые либо испытывают восторг от своей причастности к образованию, либо нет. А вот задавать себе вопрос, как сделать свою (ту, где ты есть) школу ещё лучше – это очень полезно и нужно. Думать об этом, ставить себе высокие цели и достигать их, поднимать планку.
В поисках «лучшей школы мира» несколько лет назад в Mckinsey провели масштабное международное исследование: изучали опыт сильнейших школ по всему миру. Они обнаружили, что успех школы в ХХI веке определяют три фактора:
- команда талантливых педагогов,
- профессиональное развитие учителей,
- равное внимание каждому ученику.
Мы не знали об этом, открывая школу; но мы с первых дней целились именно в эти приоритеты и продолжаем им следовать.
У вас классическая школа?
И да, и нет.
С одной стороны, у нас настоящая школа: с сильной образовательной программой по ФГОС, с квалифицированными учителями, с классической классно-урочной системой, с оценками, дневниками, аттестацией.
Всё это обеспечивает надёжные образовательные результаты и благополучную преемственность с любой выбранной средней школой.
С другой стороны, у нас есть преимущества, которых, к сожалению, часто лишены школы:
- достаточное внимание каждому ученику
благодаря малочисленности классов мы обеспечиваем глубокую персонализацию образования каждому ребёнку, при этом он обучается в коллективе (в отличие, например, от семейного обучения)
- достаточное время для полного цикла обучения
знания — важная, но лишь часть; важен практический опыт ребёнка, применение знаний в реальной жизни и меняющихся условиях; у нас в школе дети целый день и вторая половина дня посвящена именно этому: педагоги создают ситуации и события, в которых дети могут применить знания сразу из нескольких предметных областей (математика, словесность, окружающий мир)
- достаточный диалог с родителями
родители — важные участники образовательного процесса, но они не должны (и не могут) становится запасным учителем для «доучивания» дома;
роль родителей — создавать поддерживающую среду; для этого мы дважды в год встречаемся с каждой семьёй для подробной беседы про образовательные результаты, про достижения и перспективы, про благополучие их ребёнка, у родителей всегда есть подробная обратная связь, но нет обязательств по включению в образовательный процесс.
И, разумеется, в нашей школе насыщенная событиями настоящая школьная жизнь: спорт, творчество, концерты, дружба, путешествия.
Но ведь родители могут и сами спроектировать такой образовательный процесс?
Возможно. Если смогут:
- объединить вокруг ребёнка целую команду профессионалов,
- обеспечить их непрерывный диалог в интересах развития и благополучия ребёнка,
- спроектировать образовательную среду и выстроить крепкую сеть связей с культурно-просветительскими площадками города,
- создать дружную и поддерживающую команду детей, объединённых общими задачами, достижениями и событиями.
А Вы как проектировали школу? Как родитель, как педагог или как предприниматель?
Это очень сложно разделить.
У меня двое сыновей и я всегда была очень вовлечена в их образование: образовательные результаты, пробелы и дефициты, как эти пробелы заполнить — я этим непрерывно была озабочена и пыталась что-нибудь предпринять. Но я не учитель, и не хочу быть учителем своим детям. И дети мои не хотят: им нужна мама, а не ещё один учитель — домашний. На этом противоречии мы пережили немало семейных конфликтов, и немало ошибок пришлось допустить и исправить. Поэтому на всё, что мы создаём в школе, я неизбежно смотрю как родитель: через свой опыт, через желание выполнить все образовательные задачи в школе и не перекладывать их на родителей наших учеников.
Вот только личного опыта и желания для создания школы недостаточно. Это важный импульс, но для создания крепкой школы необходимы реальные педагогические технологии и результативный опыт успешных школ. Я не педагог по образованию, но образование – очень важная часть моей жизни и моих приоритетов. Поэтому я непрерывно учусь, исследую опыт сильнейших российских школ, знакомлюсь лично с их командами и педагогами, мы обмениваемся опытом. Школа «Летово», «Новая школа», 548 Школа в Царицыно, «Инфосфера» в соседней Йошкар-Оле — я могу долго перечислять примеры мощных образовательных проектов, у которых мне посчастливилось учиться и нарабатывать технологии для открытия школы.
И, разумеется, я открывала её как предприниматель. Школьное образование — это долгосрочная услуга, это обязательство обучать ребенка на протяжении нескольких лет. Школа обязана быть жизнеспособной, поэтому проектирование оргструктуры и финансовой модели шло бок о бок с проектированием модели образовательной.
Наверное, мне как-то особенно повезло, что мой жизненный опыт, личные интересы и обстоятельства так здорово сложились в возможность открыть Первую Школу!