Денежно-кредитные условия в экономике должны оставаться умеренно жесткими, — Эльвира Набиуллина, председатель Центрального банка России
Инфляционный оптимизм
— Банк России принял решение снизить ключевую ставку до 10% годовых. Инфляция в годовом выражении существенно замедлилась — c 7,2% в июле до 6,6% в середине сентября, что соответствует нашему базовому прогнозу. В августе возобновилось снижение инфляционных ожиданий, сохраняется сберегательная модель поведения населения. Динамика показателей экономики очень неоднородна, и говорить о переходе к устойчивым темпам роста пока рано.
Инфляция снижается в соответствии с нашим прогнозом на конец текущего года до 5,5–6%. В настоящее время инфляция уже замедлилась до 6,6% в начале сентября. Напомню, что год назад мы ожидали годовые темпы роста потребительских цен около 7% в сентябре 2016 года. Хороший урожай этого года вносит вклад в замедление темпов роста потребительских цен, однако в своих прогнозах мы рассматриваем его как временный фактор.
Мы также учитываем, что в последние месяцы была более благоприятная конъюнктура мировых рынков и более крепкий рубль, чем мы ранее закладывали в наши прогнозы. Но при этом инфляция не опустилась ниже ожидаемого уровня, что может быть признаком того, что слабеет сдерживающий эффект факторов длительного действия, прежде всего со стороны потребительского спроса. Это проявляется и в динамике отдельных показателей инфляции. В частности, все еще медленно снижаются темпы роста цен непродовольственных товаров, сезонно сглаженная месячная инфляция пока остается
на повышенном уровне.
Данные процессы являются предметом нашего пристального внимания. Важно, чтобы замедление инфляции опиралось прежде всего на факторы длительного действия: поведение населения и бизнеса, их ожидания относительно будущего уровня цен и процентных ставок, динамики зарплат, издержек, доходов. Только тогда оно будет по-настоящему устойчивым.
Укрощение инфляции
Как я неоднократно ранее говорила, денежно-кредитная политика Банка России остается умеренно жесткой и будет такой в дальнейшем. Это означает, что процентные ставки в экономике (включая ключевую) будут на несколько процентных пунктов превышать инфляцию. Это необходимо для того, чтобы и инфляция, и инфляционные ожидания продолжили снижаться и надежно закрепились на низком уровне.
Поддержание реальных (с учетом инфляции) процентных ставок
в устойчиво положительной зоне даже при снижении номинальных ставок является важным условием для здорового экономического роста, главными драйверами которого в современных российских условиях должны выступать инвестиции в основные средства, структурные преобразования в экономике и повышение ее эффективности.
Для обеспечения высокой нормы сбережений и создания условий для их трансформации в инвестиции необходимо надежно защитить вклады населения от инфляционного обесценения, и выполнение этого условия будет предопределять весь спектр процентных ставок в банковском секторе.
Положительные реальные ставки процента по банковским кредитам стимулируют производителей и торговых посредников повышать операционную эффективность, а не только рассчитывать на рост цен, предупреждают избыточное накопление долговой нагрузки, уровень которой в нашей стране для некоторых отраслей корпоративного сектора уже находится на уровне, близком к предельно допустимому.
Стабильность процентных ставок и их предсказуемое постепенное снижение по мере замедления инфляции представляются нам важным фактором стабилизации экономики, одним из условий ее перехода к фазе экономического роста, основанного именно на повышении производительности труда и повышении эффективности.
Положительные реальные процентные ставки — это новая реальность, в которой российской экономике, чтобы начать развиваться, предстоит существовать в обозримом будущем. Поэтому всем хозяйствующим субъектам — банкам, предприятиям, органам государственного управления — также не следует рассчитывать на внезапное улучшение внешнеэкономической конъюнктуры или облегчение внутренних денежно-кредитных условий, а нужно постараться жить и добиваться успехов в новых условиях, прежде всего повышая производительность, эффективность, снижая затраты.
Новая модель регулирования
Мы впервые представили концепцию пропорционального регулирования в банковском секторе — или, как уже вошло в обиход, построения трехуровневой банковской системы — на Международном финансовом конгрессе в начале июля. И мы считаем, что создание трехуровневой банковской системы должно способствовать улучшению структуры банковского бизнеса и создать возможности для повышения эффективности и устойчивости разных банков.
Мы реализуем пропорциональный подход в регулировании и надзоре, исходя из интересов создания более благоприятных условий деятельности банков. Наиболее крупные системно значимые банки в силу угроз, которые их неустойчивость может приносить финансовой системе, выделяются в отдельную категорию, они уже выделены и к ним выше требования. Для крупных и средних банков поменяется базовый набор инструментов регулирования и надзора. К небольшим банкам, ведущим простой бизнес, будет применяться упрощенная система, но их лицензии будут содержать ограничения по сравнению со всеми остальными кредитными организациями. Реализация этого подхода потребует определенной перестройки работы и банков, и регулятора.
Два месяца, как мы обещали, вели обсуждения предложенных подходов с банковским сообществом. Мы действительно скорректировали способы определения, к какой категории относить банк, но принципиально идея осталась та же: чем меньше рисков принимает на себя банк, тем проще должно быть регулирование.
В этом и есть суть пропорционального регулирования. Принцип состоит не в том, что, чем меньше банк, тем проще регулирование, а в том, что, чем меньше риски, тем проще регулирование.
При этом более простое регулирование не означает более мягкое, а более пропорциональное, более соразмерное. Этот принцип соразмерности, пропорциональности не напрямую соотносится с размером банка. Ведь даже маленький банк может взять на себя много рисков, и мы это видим на практике, поэтому регулирование может быть проще тогда, когда банк берет на себя умеренные риски, ведет понятный, прозрачный бизнес, и мы уверены, что интересы клиентов, вкладчиков, кредиторов надлежащим образом защищены.
Изначально мы полагали, что региональные ограничения и ограничения внешних (трансграничных) операций позволяют решить задачу выделения банков, для которых возможно более простое регулирование. Такой был на самом деле опыт и некоторых других стран, который мы рассматривали. Но в современном мире и банковские продукты, и банковские операции, и требования клиентов сильно изменились по сравнению с тем временем, когда другие страны вводили похожие системы.
Малые и региональные
Перспективы развития дистанционного банковского обслуживания указывают на необходимость ограничения перечня активных операций регионального банка, а не установления территориальных границ.
И это же обсуждалось и с банковским сообществом. Поэтому и с учетом позиции банковского сообщества мы решили отойти от идеи территориальной привязки и ограничиться реализацией принципа, когда характер деятельности таких банков будет определяться и лимитироваться, ограничиваться. Сначала мы неформально называли такие банки региональными, теперь, наверное, нужен другой вариант названия. Звучат разные предложения: малые, специализированные, с ограниченной лицензией, со стандартной лицензией, остальные будут универсальными банками. Могут быть и другие предложения, здесь мы готовы это обсуждать. Название — это последнее дело, сначала нужно договориться о принципах, какие будут ограничения, как будет упрощаться регулирование и чтобы банковское сообщество это прекрасно понимало.
Кстати, по пассивам, по способам привлечения средств ограничений мы вводить не планируем, но вот активные операции действительно должны быть четко ограничены, чтобы были понятны риски, в том числе с кредитными операциями, с физическими лицами, включая ипотеку, и малым и средним бизнесом. Возможно и участие этих банков в синдицированном кредитовании, которое, к сожалению, у нас пока не сильно развито.
Доступ к новым продуктам
Мы хотим, чтобы эти банки — региональные, неуниверсальные, малые — фокусировались на локальном бизнесе, наращивали компетенции по анализу качества некрупных заемщиков, а это достаточно сложная работа. И малый, и средний бизнес, мы это видим по динамике кредитования, оказываются наиболее уязвимыми с точки зрения доступа к финансовым ресурсам. Здесь у таких банков есть явное конкурентное преимущество — это естественная ниша для таких банков. Мы рассчитываем, что именно за счет малых банков, региональных банков, неуниверсальных банков кредиты для малого и среднего бизнеса станут более доступными. Развитие малого бизнеса очень важно для нашей экономики, и этап устойчивого роста во много связывается
с развитием малого и среднего бизнеса.
Банки, работающие с малым бизнесом, на наш взгляд, должны получить приоритетный доступ к профильному специнструменту рефинансирования Банка России. И мы хотели бы, чтобы как раз малые банки в этом случае получали приоритетный доступ к этому инструменту. Во многом такие банки были бы агентами по проведению таких программ.
14.10.2016 г.